|
|
N°126, 14 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свобода с процентами
Россия узнала, сколько ей должен Ирак и что думают США о ее дипломатах в Багдаде
Россия имеет шанс вернуть из своих иракских долгов примерно 3,5 млрд долларов - сумму, на которую многие уже не рассчитывали. Такова довольно оптимистическая информация, полученная по итогам состоявшегося в конце минувшей недели совещания Парижского клуба, объединяющего крупнейших государственных кредиторов мира.
Клуб объявил о готовности реструктурировать «по мере возможности» внешний долг Ирака. Схема реструктуризации еще не выработана, тем более что признано: до конца 2004 года Ирак ничего и никому платить все равно не в состоянии.
Согласно подсчетам клуба, Багдад должен входящим в него государствам более 21 млрд долларов. Это - если считать без процентов за просроченные платежи (если их приплюсовать, то сумма увеличится примерно вдвое). Как выяснилось, больше всего Ирак должен Японии - на 1 января 2003 года примерно 4,1 млрд долларов. Далее следуют Россия (3,45 млрд.), Франция (2,9 млрд.), Германия - (2,4 млрд) и США (2,2 млрд.). Впрочем, эти цифры еще не окончательные. Как сказал корреспонденту газеты «Время новостей» начальник управления по связям с государственными и общественными организациями Минфина Юрий Зубарев, «сейчас только начало процесса выверки иракских долгов, поэтому обнародованные цифры - ориентировочные, окончательного решения по сумме задолженности не принято».
Всем давно и так было ясно, что «дотянуть» до 8 млрд долларов - а именно столько, по подсчетам Минфина, Ирак на самом деле должен России - не удастся. Еще весной многие российские эксперты вообще сомневались в том, что с Ирака удастся получить хоть что-нибудь. Исходя из этого понятно, почему в Москве сегодня говорят о том, что нас устраивает и объявленная сумма задолженности, и необходимость самой реструктуризация. «Решение Парижского клуба - это консенсусное решение всех кредиторов, и это приемлемо для нас», - заявил, в частности, агентству «Интерфакс-АФИ» первый зампред Центробанка Олег Вьюгин. В свою очередь, г-н Зубарев отметил, что решение проблемы иракских долгов в рамках Парижского клуба, то есть на многосторонней основе, гораздо выгоднее России, нежели выдвинутое США в апреле предложение нашей стране, Франции и Германии рассмотреть вопрос об их полном списании.
Как подчеркивают в Парижском клубе, реструктуризация, особенно в отношении процентов за просроченные платежи, должна являться предметом переговоров с законным правительством Ирака.
Между тем вчера в условиях повышенных мер безопасности состоялось первое заседание Правительственного совета (ПС) - первого исполнительного органа власти страны после свержения режима Хусейна. Его участники начали с того, что объявили 9 апреля - день свержения режима Саддама - национальным праздником. Под давлением ООН и после переговоров с главами семи ведущих партий глава американской администрации в Ираке Пол Бремер согласился придать Совету не консультативный, а исполнительный статус, правда, сохранив за собой право отменять любые его решения. Пока в функции ПС, состоящего из 25 человек, входит назначение министров, дипломатов и утверждение бюджета. Хотя Совет - это лишь «праобраз» правительства, его создание открывает дорогу к выработке новой конституции, проведению всеобщих выборов и появлению суверенных ветвей власти. В том числе и переходного кабинета министров, который планируется учредить в ближайшие две недели.
Именно отсутствие в Ираке законного правительства американский посол в Москве Александр Вершбоу использовал в субботу как повод, чтобы неожиданно высыпать порцию соли на раны, только начавшие заживать в отношениях между Россией и США. В интервью агентству «Интерфакс» он заявил: «Мы не чиним никаких препятствий тому, чтобы российские сотрудники работали в здании бывшего посольства РФ в Багдаде, однако не рассматриваем их присутствие как дипломатическую миссию». По словам американского посла, США не могут «взять на себя ответственность за безопасность этих сотрудников», и вообще считают, что «неразумно для дипломатов отправляться в Ирак и открывать там представительства, поскольку в настоящее время в стране нет официального правительства, с которым они могли бы вести дела».
Российский МИД отреагировал на эти слова в тот же день. В заявлении со Смоленской площади подчеркивается, что позиция, изложенная Вершбоу, «далеко не безупречна с точки зрения международно-правовых норм и общепризнанной дипломатической практики». Москва сослалась на основополагающий документ в этой сфере - Венскую конвенцию 1961 года - и подчеркнула, что российские дипломаты в Багдаде не теряют своего официального статуса, поскольку «нынешняя оккупация Ирака не влияет на существование Ирака как государства», и «его дипотношения с Россией продолжаются». Наше внешнеполитическое ведомство также не преминуло напомнить, что между Россией и США было «на высшем уровне закреплено понимание необходимости тесно сотрудничать в постконфликтном обустройстве Ирака».
Дополнительную пикантность демаршу г-на Вершбоу придали его слова о том, что Россия могла бы помочь американцам в пресечении вылазок сторонников Хусейна и уменьшении потерь оккупационных войск путем предоставления разведданных о возможном местонахождении свергнутого президента и его сыновей. Комментируя этот довесок к «покушению» на наше посольство в Багдаде, представитель МИД Александр Яковенко ответил, что послу «должно быть хорошо известно, что достигнутый уровень российско-американского партнерства характеризуется наличием надежных каналов обмена информацией, в том числе доверительной, и апеллировать к нам по этому поводу через СМИ некорректно».
Александр Самохоткин, Михаил Воробьев