|
|
N°127, 15 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смерть в Тегеране
США и Туркмения обеспокоены событиями в Иране
Президенту Ирана Мохаммаду Хатами не позавидуешь. Только в прошлый четверг, пытаясь остановить массовые акции протеста иранцев, требовавших от него выполнения предвыборных обещаний по расширению демократических реформ, Хатами выступил с сенсационным заявлением о готовности уйти в отставку, если «народ прикажет уходить». А вчера президент Ирана отдал распоряжение, которое, по мнению наблюдателей, исполнить также будет трудно.
Мохаммад Хатами приказал расследовать обстоятельства «внезапной смерти» 54-летней канадской фотожурналистки Захры Каземи. Иранка по происхождению, она иммигрировала вместе с сыном в Канаду в начале 90-х годов. Получив канадское гражданство, в качестве фоторепортера монреальского журнала «Ректо Версо» Захра Каземи в июне приехала в Иран, чтобы сделать репортажи о бурлящих в стране демонстрациях. 23 июня, когда она фотографировала здание тегеранской тюрьмы «Эвин», где содержатся политзаключенные, ее арестовали и обвинили в шпионаже. Захра успела по телефону связаться с живущей в Иране матерью, а та оповестила канадское посольство в Тегеране.
Но дипломаты не успели вступиться за журналистку, спустя три дня она уже находилась в больнице в состоянии комы. Навестившие Захру друзья рассказали, что видели жуткие раны на ее голове: в тюрьме во время допросов ей проломили череп. Согласно же официальной версии иранских властей, во время допроса у журналистки случился инсульт. После поступившего позавчера известия о смерти Захры канадское отделение организации «Репортеры без границ» потребовало доставить ее тело в Канаду для независимой экспертизы. Но иранские власти, ссылаясь на требование матери погибшей, распорядились похоронить ее в Иране. Сын журналистки Стефан считает, что это сделано для того, чтобы скрыть истинные причины смерти его матери.
Очевидно, что эта трагическая история еще больше накалит ширящуюся в мире кампанию протестов против преследования противников режима в Иране. И попытка президента Хатами угрозой своей отставки убедить соотечественников, которые голосовали за него, не отказывать ему в доверии может окончиться печально. Тем более что иранская цензура вырезала это место из интервью президента по государственному радио и телевидению.
А за день до выступления Мохаммада Хатами, 8 июля, сенат конгресса США одобрил Акт о демократии в Иране. Это решение, принятое по случаю четвертой годовщины студенческих демонстраций в Тегеране и организованных в этой связи акций в Иране и США, выделяет ассигнования на расширение теле- и радиовещания на Иран и призывает к проведению под международным контролем референдума в стране, чтобы «мирным путем обеспечить иранскому народу возможность изменить систему правления». После одобрения Акта палатой представителей конгресса подписанный президентом США Бушем документ обретает силу закона и предоставляет Вашингтону новый инструмент давления на Тегеран. Нет сомнения, что иранское руководство весьма болезненно отреагирует на эти шаги и улицы иранских городов вновь запестреют огромными транспарантами «Смерть Америке!».
Тем временем власти соседней Туркмении уже накануне происходивших на прошлой неделе волнений в Иране приняли беспрецедентные меры по закрытию границы с Ираном. По данным «ВН», практически закрыт выезд в иранский город Баджигаран, где всегда происходила активная приграничная торговля. Усилены наряды в районе Ашхабада и в тех районах на юго-западе Туркмении, что граничат с соседними территориями, где проживают иранские туркмены. Любое проявление инакомыслия, даже в «братском» Иране, но вблизи границ своего царства, не без оснований кажется туркменскому вождю чрезвычайно заразным.
Аркадий ДУБНОВ