|
|
N°126, 14 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Союз по принуждению
«Альфа-Эко» «женила» на себе ростовский «Дон»
В конце прошлой недели московская компания «Альфа-Эко» и ростовская ФПГ «Дон» официально объявили о создании совместной агропромышленной компании «Альфа-Эко Дон». Фактически «Альфа» выкупила у акционеров «Дона» лучшие активы группы: Ростовский комбинат хлебопродуктов, а также Успенский, Тарасовский и Волгодонский элеваторы, мощности которых позволяют ежегодно отправлять на экспорт до 2 млн тонн зерна. Их суммарная рыночная стоимость, по словам главы ФПГ «Дон» Александра Шершунова, оценивается в 40 млн долл. Однако «Альфа», по сведениям газеты «Время новостей», заплатила за них намного меньше.
Первый вице-президент «Альфы» Юрий Ширманкин говорит, что в состав акционеров новой компании помимо «Альфы» вошли и совладельцы ФПГ «Дон». Впрочем, ее контрольный пакет достался москвичам не сразу -- сложные переговоры о слиянии с «Альфа-Эко» велись более трех месяцев. Уже за рамками официальной пресс-конференции г-н Шершунов, отвечая на вопрос корреспондента газеты «Время новостей» о том, действительно ли ФПГ сама выбрала в качестве партнера компанию «Альфа-Эко», с грустью заметил: «В таких случаях партнеров не выбирают». И хотя руководитель пресс-службы «Альфа-Эко» Александр Козлов, намекая на памятную в Ростовской области акционерную войну, которую вела «Альфа» за «Тагмет», заявляет, что в случае с ФПГ «Дон» «все идет по-другому -- по любви и согласию», близкие к «Дону» люди говорят, что это «вымученное согласие». Помня, чем закончилось противостояние на «Тагмете», контролирующие собственники четырех ведущих предприятий ФПГ «Дон» предпочли мирно поделиться с «Альфой» своими активами. Кроме того, считается, что «Альфа-Эко» еще со времен сражений за «Тагмет» пользуется на Дону серьезной поддержкой губернских властей. Вот и сейчас первый вице-президент «Альфа-Эко» Юрий Ширманкин говорит, что его компания получила от губернатора Ростовской области Владимира Чуба «полное благословение» на создание «Альфа-Эко Дон».
По словам г-на Шершунова, «Альфа» приобрела на Дону самые большие мощности по портовой перевалке зерна, позволяющие грузить на суда до 1200 т в час. Для сравнения: крупнейший российский экспортер зерна по итогам последнего сельскохозяйственного сезона ростовская компания «Астон» до недавних пор имела втрое меньшие мощности. Правда, сейчас «Астон» вкладывает в реконструкцию своего портового терминала на реке Дон около 7 млн долл., после чего его перевалочные возможности увеличатся до 1000 тонн в час. Кроме того, на минувшей неделе «Астон» объявил о приобретении в Краснодарском крае Крымского комбината хлебопродуктов, который позволит отправлять зерно на экспорт через порты Новороссийск и Темрюк.
Тем не менее Юрий Ширманкин заявляет, что новая компания в течение ближайшего года должна занять в России третье-четвертое место по объему закупок зерна. А еще через несколько лет выйти на первую-вторую позицию, потеснив другие крупные ростовские агрохолдинги «Астон» и «Юг Руси».
Кроме того, «Альфа-Эко Дон» намерена докупать агропромышленные активы. По словам г-на Ширманкина, сейчас идет оценка сразу нескольких элеваторов.
Впрочем, ростовские зерновики пока не очень-то верят в долгосрочные намерения «Альфа-Эко» на Дону и полагают, что москвичи скорее всего перепродадут свой новый зерновой бизнес крупным транснациональным компаниям, уже не первый год присматривающимся к аграрному сектору Ростовской области. В качестве потенциальных покупателей, в частности, называются «Бунге», «Каргилл», «Луис Дрейфус и Ко».
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону