Время новостей
     N°126, 14 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.07.2003
Поднебесная зовет гостей
Китай приоткрывает внутренний рынок для зарубежных турфирм
После того как Всемирная организация здравоохранения отменила в конце июня рекомендацию воздержаться от поездок в Китай, официальный Пекин выступил с инициативой, направленной на возрождение сильно пострадавшего от эпидемии атипичной пневмонии туристического бизнеса.

В ближайшие дни зарубежные туристические компании получат право создавать в Китае собственные турагентства со стопроцентным иностранным капиталом. Теперь иностранцы смогут открывать агентства в крупных городах -- Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и Шэньчжэне, в южнокитайской провинции Гуандун, а также в славящемся историческими достопримечательностями древнем городе Сиань. Китайские власти приняли данное решение на два с половиной года раньше, чем это предполагалось по графику открытия внутреннего рынка, согласованного с ВТО.

Досрочный допуск иностранцев на туристический рынок поможет КНР преодолеть разрушительные для данной отрасли экономики последствия эпидемии SARS. По данным на конец мая, атипичная пневмония лишила один лишь Пекин 1,33 млрд долл. доходов от туризма. Заполнение столичных пятизвездочных гостиниц упало до 6%. Город недосчитался полумиллиона иностранных и 9 млн китайских туристов. Хотя экономика КНР продолжает расти и общий приток зарубежных инвестиций не сократился, сферы туризма и обслуживания оказались в очень трудном положении. Теперь многое будет зависеть от того, как скоро иностранные туристы вновь поверят в безопасность поездок в Китай. Цена вопроса высока -- в 2002 году доходы КНР от международного туризма составили 17,8 млрд долларов.

Многие китайские турагентства за время эпидемии оказались по уши в долгах, однако они не слишком опасаются конкуренции со стороны иностранцев, поскольку на деятельность последних накладывается немало ограничений. Во-первых, иностранцы не получат права организовывать поездки граждан КНР в зарубежные страны, а также в Гонконг, Аомэнь и на Тайвань. Им будет позволено заниматься лишь поездками иностранцев в Китай и путешествиями китайцев в пределах страны. Во-вторых, одному инвестору будет разрешено открывать только одно агентство. В-третьих, установлена очень высокая финансовая планка -- для создания в Китае турагентства, полностью основанного на зарубежном капитале, иностранный инвестор должен иметь годовой оборот не менее 500 млн долл. (если создавать компанию вместе с китайцами, оборот должен быть не ниже 40 млн). При этом минимальный уставный капитал создаваемого филиала установлен на уровне 483 тыс. долларов.

Китайская сторона уверена, что желающие работать даже на этих непростых условиях обязательно найдутся. Китайский рынок еще не до конца освоен, большие возможности перед турфирмами открывает организация турпоездок в экологически чистые районы страны, освоение профильной недвижимости и управление гостиницами. По данным китайского госуправления по туризму, восемь зарубежных фирм готовы обратиться за разрешениями начать бизнес. Японская турфирма JTB Corp. уже подала заявку на создание отделений в Шанхае и Гуанчжоу. В прошлом году по линии JTB Шанхай посетили 130 тыс. японских туристов.

Как сказал газете «Время новостей» экономический советник посольства КНР в России г-н Ван Цзюньвэнь, восстановление международных туристических контактов волнует не только Китай, но и другие страны региона. К тому же от спада туристических потоков сильно пострадали не только турфирмы, но и перевозчики. «Если будет совместный координированный план, то туризм возродится достаточно быстро», -- уверен г-н Ван. Он обратил внимание на то, что авиабилеты из Москвы в Пекин купить сейчас крайне трудно -- велик «отложенный спрос» со стороны туристов и бизнесменов, которые были вынуждены отменить поездки из-за эпидемии. На вопрос о перспективах привлечения российских туроператоров в Китай по новому законодательству г-н Ван заметил, что хотя Россия и не является членом ВТО, она, как и прочие страны, вполне может использовать новые условия ведения бизнеса в Китае.

Впрочем, российскому туристическому рынку, значительная часть которого по-прежнему остается в тени, будет непросто удовлетворить требования китайской стороны. С одной стороны, туркомпании могут получить весьма выгодные условия для приема туристов и значительно сократить расходы. С другой -- встает проблема раскрытия объема годового оборота, что российские фирмы делать не слишком любят. Сумма же в 500 млн долл., которую китайские власти определили для годового оборота иностранной компании, не желающей иметь китайских совладельцев, вообще кажется фантастической.

«Российские туристические компании скорее всего никак не отреагируют на решение китайских властей. Я даже не знаю, кому сейчас такое под силу. Если, скажем, приморские или сахалинские фирмы и заинтересуются подобной перспективой, то я сомневаюсь, что они в состоянии показать свои прибыли. Что касается нашей компании, то нас все устраивает. Мы работаем довольно успешно, а подобные перспективы нам пока не под силу», -- рассказала газете «Время новостей» представитель компании «Ист Лайн» Ираина Ильясова.

Александр ЛОМАНОВ, Денис УВАРОВ