|
|
N°126, 14 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Проводить реформу ЖКХ можно разными способами»
Вице-премьер Владимир Яковлев, курирующий жилищно-коммунальную сферу, отправляется в турне по регионам, которые зимой потенциально могут замерзнуть. Одновременно в этих регионах, судя по всему, начнется подготовка к реформированию всей системы ЖКХ. Дискуссия о путях реформирования уже набирает обороты. И в этой связи роль губернаторов сильно возрастает. Глава администрации Мурманской области -- одного из самых северных регионов России -- Юрий ЕВДОКИМОВ рассказал газете «Время новостей» о том, как, по его мнению, нужно решать коммунальные проблемы.
-- Мурманская область минувшей зимой испытывала определенные сложности с теплоснабжением. Чем были вызваны аварии?
-- В сравнении с другими регионами Северо-Запада в Мурманской области как раз обошлось без чрезвычайных происшествий. Были две серьезные аварии, но их удалось ликвидировать в короткие сроки. Но это относительное благополучие объясняется страшным напряжением регионального бюджета, и без того дефицитного: если бы мы не пустили львиную долю его расходной части на закупку топлива и подготовку объектов ЖКХ к работе в зимних условиях, неизвестно, что бы мы имели минувшей зимой. У нас все топливо завозное, 80% тепловой энергии производится на топочном мазуте, стоимость которого к началу отопительного сезона увеличилась вдвое, -- это значительно выше параметров, предусмотренных бюджетами всех уровней. В результате произошло резкое увеличение затрат, компенсировать которые не могут ни бюджеты, ни население. А если учесть, что в прошлом году мы через «не могу» выполнили задачу выплаты повышенной заработной платы бюджетникам, то легко будет посчитать, что за вычетом этих двух расходных статей в бюджете просто ничего не остается. Не то что на развитие -- на выполнение минимальных социальных обязательств. Поэтому мы говорим, что при расчете финансовой помощи из центра к каждому региону нужно подходить дифференцированно, и рассчитываем на то, что наши потери будут хоть в какой-то мере компенсированы в этом году.
-- Видимо, как и другим, вам пришлось пойти на такую непопулярную меру, как увеличение уровня платежей населения в оплате коммунальных услуг?
-- Пришлось пойти, и сейчас доля населения в оплате коммунальных услуг выросла в среднем по области до 76%. Эта нагрузка на северян стала еще более ощутимой в условиях непредсказуемого роста затрат на топливно-энергетические ресурсы. Кроме того, мы влезли в кредиты, выпустили специальный областной заем. И сегодня имеем огромную кредиторскую задолженность бюджета. Сейчас система жилищно-коммунального комплекса функционирует при значительном финансовом дефиците. Оказанные услуги не возмещены потребителями, то есть населением, бюджетами и бюджетными организациями всех уровней. Задолженность за них в сравнении с началом отопительного сезона возросла с 1,3 млрд до 2 млрд рублей. Мы видим, как растет задолженность муниципальных бюджетов перед «Колэнерго» и другими поставщиками тепла и электроэнергии. Если большинство жителей области счета по квартплате оплачивают вовремя, то куда уходят эти средства? Для того чтобы разобраться в этом, проверить использование муниципалитетами выделенных им из регионального бюджета целевых средств, мы даже создали специальную оперативную комиссию. Огромные деньги попадают в жилищно-коммунальные учреждения, а как они там распределяются, никто не знает и не контролирует. Правильно говорят: хватит отдавать деньги жилищникам; надо отдавать деньги в виде адресной помощи населению. А население должно выбирать, кому поручить ремонт того или иного крана или кровли. Пока необходимой для этого конкурентной среды нет, но ее надо создавать.
-- Понятно, что в этом суть реформы ЖКХ. Что могут сделать региональные власти?
-- Здесь роль государства крайне важна. Нельзя упускать из поля зрения порядок формирования тарифов, правила оказания услуг, набор этих услуг. Главное -- дать возможность каждому гражданину самостоятельно сделать заказ любым специалистам в зависимости от того, в какие сроки, с каким качеством и за какую цену эти специалисты готовы эту услугу оказать. Это реформирование займет не один год. Пока же ни в коем случае нельзя пытаться проводить реформу за счет повышения платежей населения до 100%. Максимально повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги ради того, чтобы наполнить деньгами эту сферу, -- неподъемно для населения. Проводить реформу можно разными способами. Мы одними из первых в стране разработали и внедрили в муниципальных образованиях оригинальную систему многоуровневых дотаций при оплате жилищно-коммунальных услуг, которая позволяет обеспечить социальную защиту граждан с низкими доходами. Справедливо, когда тот, кто способен оплачивать, скажем, 80--90% жилищно-коммунальных услуг, делает это, помогая тем самым решать проблемы малообеспеченных семей. Об эффективности системы многоуровневых дотаций свидетельствуют результаты 2002 года, показавшие, что собираемость платежей в муниципальных образованиях, внедривших эту практику, на 12% выше в сравнении с теми городами и районами, в которых эта система пока не действует. Наша региональная программа развития жилищно-коммунального комплекса на 2003--2010 годы нацелена на то, чтобы расчетно-кассовые центры направляли все финансовые ресурсы непосредственно поставщикам услуг. Там же предусмотрены мероприятия по реструктуризации долгов, утверждены параметры реконструкции и модернизации основных фондов.
-- В декабре прошлого года региональная энергетическая комиссия (РЭК) утвердила новые тарифы на электрическую и тепловую энергию на 2003 год. Однако энергетики продолжают требовать большего увеличения. Есть ли экономическая необходимость пересматривать действующие для «Колэнерго» тарифы?
-- Мы исходим из того, что действующие тарифы на электрическую и тепловую энергию для потребителей обеспечивает покрытие необходимых и экономически обоснованных расходов «Колэнерго» на осуществление основной деятельности предприятия -- производство и передачу электрической и тепловой энергии. Такая позиция РЭК подтверждена независимой экспертизой материалов «Колэнерго», которую провела в мае компания «Аудитэнерго». Конечно, энергетики вправе направить в ФЭК России заявление о разногласиях, что они и сделали. «Колэнерго» постоянно прибегает к такому способу обеспечения повышения тарифов, но не всегда их точка зрения поддерживается.
Дело в том, что ресурсы Мурманской области по электроэнергетике -- «Колэнерго» и Кольская АЭС -- избыточны: можно генерировать и отпускать в систему 20--21 млрд кВт ч. Эта возможность не миф, а фактический отпуск 1989 года. Что приходится констатировать сегодня? Отпускается в систему до 15 млрд кВт ч. Из них «Колэнерго» реализует на территории 11--11,3 млрд кВт ч в год. Полезный отпуск «Колэнерго» в регионе сбалансирован возможностями основных потребителей, предприятий горно-металлургического комплекса. Они ориентированы на соответствующие рынки, в большей мере на экспорт, а возможности там ограничены -- конкуренция. Соответственно необходимо развивать внутренний рынок России. Эту задачу ставит и президент Российской Федерации.
Что требуется, исходя из интересов Мурманской области? Реализовать свои ресурсы -- электроэнергию (самую дешевую на Северо-Западе) и продукцию минерально-сырьевого комплекса (уникальную). Увеличение перетоков в другие регионы и за границу требует строительства новых ЛЭП, то есть развития энергосистемы. Деньги, предусмотренные на развитие сетей, отдает потребитель Мурманской области в составе абонплаты для РАО «ЕЭС России» (915 млн руб. в текущем году). А что строим? На территории ничего, что позволило бы реализовать эти 5 млрд кВт ч! Вместо этого «Колэнерго» пытается решить увеличение своей реализации за счет тарифа.
Рост цен на электроэнергию приведет к сворачиванию потребления и всем вытекающим отсюда социальным издержкам. Можем ли мы это допустить? Не забывайте, что от наших ведущих градообразующих предприятий, таких, к примеру, как ОАО «Апатит», ОАО «КАЗ-СУАЛ», Кольская ГМК, зависит жизнь очень большого числа людей на Кольском полуострове. Эти предприятия проводят эффективную социально-ориентированную политику и в значительной степени формируют налоговую составляющую области.
Мы говорим, что основная цель реформы ЖКХ -- улучшение качества жилищно-коммунальных услуг, на которое необходимы значительные средства. Теперь смотрите, в структуре тарифов на электроэнергию по Мурманской области весьма существенную часть составляют покупка «Колэнерго» энергии с ФОРЭМ (39%, или 2 млрд 222 млн рублей в год в действующих ценах без НДС) и абонентная плата РАО «ЕЭС России» (16%, или 915 млн рублей в год). В тарифах на тепловую энергию 60--70% -- стоимость топлива, включая стоимость перевозки железнодорожным транспортом. Более половины средств, собираемых энергетиками с потребителей Мурманской области (в том числе с населения), сразу уходит либо в Москву, либо в другие регионы-поставщики, поскольку топливо все завозное. В связи с этим возникает вопрос: почему при такой структуре ценообразования на энергию и поступления денежных средств основное бремя по реформе ЖКХ ложится на регион? Экономически обоснованные тарифы установлены; средства, оплаченные на территории за отпущенные услуги, собраны; из них из региона ушло 58%, а из федерального центра поступило 10% дотации. Что осталось на реформу?
-- В Мурманской области предполагается реализовать крупномасштабные инвестиционные проекты -- строительство глубоководного порта, нефтеналивного терминала и т.д. За счет каких энергетических мощностей будет покрываться растущее энергопотребление региона? Ведь ресурсы Кольской АЭС ограничены временем эксплуатации...
-- Пока мы имеем определенный резерв мощностей, который позволяет реализовать несколько новых перспективных проектов. Кольская АЭС в 2002 году выработала 9,6 млрд кВт ч при максимально возможной выработке 12,8 млрд кВт ч. Уже продлен ресурс первого энергоблока станции, не за горами решение в отношении второго, планируется модернизация третьего и четвертого. Но тем не менее основания для беспокойства есть -- при реализации всех существующих проектов и возникновении новых мы вполне можем столкнуться с проблемой возникновения дефицита электроэнергии. Существуют проекты экспорта электроэнергии в Скандинавию, сооружения электрокотельных, строительства нефтеперегрузочного терминала и нефтеперерабатывающего завода и многое другое. Для нас важно выделить приоритеты. Безусловно, сегодня на первый план выдвигаются перевалка нефти и строительство нового алюминиевого завода. Но если думать о перспективе, нужно возвращаться к проекту строительства Кольской АЭС-2 и говорить о его возрождении. Другие резервы -- в сооружении электростанций, работающих на ресурсах углеводородов шельфа, в широком использовании нетрадиционных и возобновляемых источников энергии -- ветров, приливов и т.п. Кстати, у нас в области расположена единственная в стране приливная гидроэлектростанция, которую мы вместе с Анатолием Чубайсом реанимируем и в 2004 году поставим в строй действующих. Потенциал энергетического комплекса на Кольском полуострове действительно велик, и мы будем всемерно поддерживать энергетиков в их усилиях по развитию этой важной отрасли.
Беседовал Сергей ФИЛИППОВ