|
|
N°126, 14 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свобода с процентами
Россия узнала, сколько ей должен Ирак и что думают США о ее дипломатах в Багдаде
Окончание. Начало - на стр. 1
Именно отсутствие в Ираке законного правительства американский посол в Москве Александр Вершбоу использовал в субботу как повод, чтобы неожиданно высыпать порцию соли на раны, только начавшие заживать в отношениях между Россией и США. В интервью агентству "Интерфакс" он заявил: "Мы не чиним никаких препятствий тому, чтобы российские сотрудники работали в здании бывшего посольства РФ в Багдаде, однако не рассматриваем их присутствие как дипломатическую миссию". По словам американского посла, США не могут "взять на себя ответственность за безопасность этих сотрудников", и вообще считают, что "неразумно для дипломатов отправляться в Ирак и открывать там представительства, поскольку в настоящее время в стране нет официального правительства, с которым они могли бы вести дела".
Российский МИД отреагировал на эти слова в тот же день. В заявлении со Смоленской площади подчеркивается, что позиция, изложенная Вершбоу, "далеко не безупречна с точки зрения международно-правовых норм и общепризнанной дипломатической практики". Москва сослалась на основополагающий документ в этой сфере - Венскую конвенцию 1961 года - и подчеркнула, что российские дипломаты в Багдаде не теряют своего официального статуса, поскольку "нынешняя оккупация Ирака не влияет на существование Ирака как государства", и "его дипотношения с Россией продолжаются". Наше внешнеполитическое ведомство также не преминуло напомнить, что между Россией и США было «на высшем уровне закреплено понимание необходимости тесно сотрудничать в постконфликтном обустройстве Ирака».
Дополнительную пикантность демаршу г-на Вершбоу придали его слова о том, что Россия могла бы помочь американцам в пресечении вылазок сторонников Хусейна и уменьшении потерь оккупационных войск путем предоставления разведданных о возможном местонахождении свергнутого президента и его сыновей. Комментируя этот довесок к «покушению» на наше посольство в Багдаде, представитель МИД Александр Яковенко ответил, что послу "должно быть хорошо известно, что достигнутый уровень российско-американского партнерства характеризуется наличием надежных каналов обмена информацией, в том числе доверительной, и апеллировать к нам по этому поводу через СМИ некорректно".
Александр Самохоткин, Михаил Воробьев