|
|
N°126, 14 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Очередь за полисом
Первые итоги обязательной «автогражданки»
Две недели прошло со дня вступления в силу закона «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств». С 1 июля российские автолюбители и водители, въезжающие в нашу страну, обязаны застраховать свою ответственность перед третьими лицами. И хотя штрафные санкции к нарушителям начнут применяться только с 1 января 2004 года, очереди автомобилистов у офисов страховых компаний выстроились с первого дня введения обязательной «автогражданки» (ОСАГО).
Первыми в этих очередях, как и ожидалось, оказались те, кому необходимо срочно поставить автомобиль на учет и (или) пройти техосмотр. Сделать это без страхового полиса уже не удастся. По данным Российского союза страховщиков (РСА, членами этого профобъединения по ОСАГО являются 128 компаний, лицензии Минфина на проведение «автогражданки» имеют 111 из них), только за первую неделю действия закона в страховые компании обратилось более 200 тыс. человек -- очень неплохой показатель с учетом отпусков и плохой осведомленности населения о законе. Всего же в России по состоянию на 1 января было зарегистрировано более 22 млн легковых автомашин, 3 млн из которых -- в Московском регионе.
Страховщики, занятые налаживанием механизма продажи полисов и их качественного обслуживания (проведения независимой экспертизы поврежденных автомобилей, урегулирования и компенсирования убытков и др.), не ожидали такого наплыва клиентов. В региональных филиалах некоторых столичных страховых компаний попросту не оказалось нужного числа полисов (их не успевает печатать московская типография Гознака, единственная имеющая соответствующее разрешение).
Обеспокоенные нехваткой бланков полисов, первыми забили тревогу уральские компании. Межрегиональное объединение «Белый соболь», включающее 79 страховщиков Свердловской, Челябинской, Пермской, Курганской, Оренбургской и Тюменской областей, отправило письмо в полномочное представительство президента в Уральском округе с просьбой разрешить типографии Гознака в Перми печатать полисы ОСАГО. По мнению страховщиков, таким образом можно снизить нагрузку на московскую типографию и быстрее доставлять бланки полисов в регионы. В полпредстве инициативу поддержали и пообещали помочь: как стало известно, письмо страховщиков будет переправлено в правительство, РСА и главное управление ГИБДД.
«Автогражданка» обещает стать лакомым куском для мошенников: как для недобросовестных страховых агентов, так и для организаторов так называемых «подстав» на дорогах. И если вторых вычислить пока сложно, злоупотребления при оформлении страховых договоров уже были зафиксированы. По словам сотрудника московской брокерской компании «Страховой сервис» Аванеса Арутюняна, агенты по сговору с клиентом, желающим пройти регистрацию или техосмотр и сэкономить при этом деньги, оформляли краткосрочные полисы ОСАГО -- на 15 дней вместо годичного (по закону транзитный полис сроком действия от 15 дней до полугода можно оформить только на автомобиль с иностранной регистрацией). Также клиенты пытались оформить страховку «автогражданки», чтобы досрочно расторгнуть договор и вернуть себе премию за неиспользованный период. «Клиентам важно помнить: в правилах четко оговаривается перечень причин досрочного расторжения договора по ОСАГО -- смерть гражданина, ликвидация юрлица (для корпоративного клиента), отзыв лицензии у страховщика. Мы можем прекратить договор при неуплате клиентом премии. Клиент тоже может расторгнуть договор, если «в хлам» разбил автомобиль, или отказаться от продления договора через год, заранее уведомив об этом компанию», -- говорит начальник департамента комплексного страхования «Ингосстраха» Виталий Княгиничев.
Что касается тех, кто, к примеру, пользуется машиной только летом и приобретает «сезонный» полис (эксплуатация автомобиля в течение шести месяцев оговаривается в договоре по ОСАГО и снижает его стоимость на 30%, но не меняет срок действия самого договора страхования -- один год), то при совершении ДТП в период, не предусмотренный договором, страховщик выплатит пострадавшему компенсацию за причиненный ущерб. Однако вслед за этим страховщик имеет право по регрессному иску требовать через суд компенсации убытка от клиента-нарушителя.
С 1 января ГИБДД начнет штрафовать водителей за отсутствие полиса, и сумма штрафа совсем не маленькая -- 800 руб. По прогнозам страховщиков, число автолюбителей, которые купят полис до того, как штрафы начнут действовать, составит 40--80%. Директор по маркетингу группы «Альфа-страхование» Евгений Белобородов считает, что в Москве к этому времени застрахуется около 60% автовладельцев, в регионах -- 40%. За первые десять дней действия закона «Альфа-страхование» только в Казани собрала более 2 млн рублей.
По мнению помощника президента страховой компании «Спасские ворота» Людмилы Братусь, в числе тех, кто проходит техосмотр автомобиля или ставит его на учет, «сознательных» страхователей пока нет. Компания планирует ежемесячно продавать не менее 100 тыс. полисов ОСАГО (30 тыс. в регионах, 70 тыс. -- в Москве). Как рассказал газете «Время новостей» руководитель центра страхования транспортных средств «Страхового дома ВСК» Владимир Антипов, за первые десять дней действия закона ВСК продала свыше 12 тыс. полисов. «Нагрузка по продаже полисов будет распределена неравномерно и лавинообразно станет нарастать к концу года, -- полагает он. -- Пик продаж скорее всего придется на декабрь. Далее эта цифра возрастет до 50% в январе, потом, видимо, будет небольшой спад. Следующая волна придется на март--апрель, когда за полисами придут «сезонные» автовладельцы. А результаты первой недели, на мой взгляд, ни о чем не говорят -- интерес к ним продиктован ажиотажем, сопровождавшим разработку закона, его принятие и вступление в силу». Начальник отдела ОСАГО группы «Ренессанс-Страхование» Игорь Терехов отмечает рост интереса к новшеству как таковому: «За первую неделю страховых случаев у нас не было. В компанию поступает очень много телефонных звонков от потенциальных страхователей: люди узнают все подробности, связанные с ОСАГО. Пик продаж, по нашим оценкам, придется на ноябрь 2003-го -- февраль 2004-го, связано это будет с введением ГИБДД карательных мер».
Число автомобилистов, которые с начала 2004 года попытаются избежать приобретения полисов, по прогнозу старшего продукт-менеджера по автострахованию компании «РЕСО-Гарантия» Федора Воронина, составит около 20%. По итогам первой недели компания, являющаяся лидером в области добровольного автострахования, занимает примерно 15% рынка ОСАГО. Из более чем 200 тыс. застрахованных почти 30 тыс. -- ее клиенты.
Темпы продаж полисов ОСАГО растут, причем на второй неделе почти во всех компаниях продажи велись активнее. «Мы уже накопили опыт, открыли новые точки продаж. Если один из брокеров к концу первой недели застраховал 40 человек, за вторую у него приобрели полисы уже 100 страхователей. Думаю, в августе темпы продаж значительно увеличатся», -- отмечает замгендиректора компании «ГУТА-Страхование» Ирина Жачкина. Среди филиалов по объемам продаж полисов «автогражданки» лидируют красноярский и новосибирский, причем сборы последнего составляют почти половину продаж ОСАГО филиальной сети компании «ГУТА-Страхование» в целом. «С начала следующего года мы ожидаем серьезного оживления темпов страхования в регионах», -- говорит г-жа Жачкина.
Страховщики, которые относятся к нововведению как к одному из приоритетных направлений своей деятельности, понимают, что без крупных инвестиций в «автогражданку» не обойтись. Недавно «Росгосстрах», не скрывающий своих амбиций в отношении ОСАГО, объявил о начале рекламной кампании, посвященной в основном пропаганде страхования «автогражданки». Бюджет проекта -- 10--17 млн долл. -- по российским меркам огромен. Страховые компании финансовой корпорации «НИКойл» за три-четыре года вложат в ОСАГО 16 млн долл. Масштабные кампании уже начали и другие лидеры рынка -- «Ингосстрах», РОСНО, МАКС, но они не объявляли о своих расходах на рекламу.
Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), подписанный президентом в апреле 2002 года, вступил в силу 1 июля 2003 года. Тарифы на страхование установило правительство. Стоимость страхового полиса для каждого водителя рассчитывается исходя из базового тарифа с поправкой на мощность двигателя, стаж и возраст водителя, а также с учетом региона. Стоимость страховки определяется умножением базового тарифа 1980 руб. на ряд коэффициентов. Больше всего тариф зависит от территории использования автомобиля (коэффициент от 0,4 в сельской местности до 2 в Москве), мощности его двигателя (от 0,5 до 1,9), возраста и стажа вождения (от 1 до 1,3). В итоге стоимость полиса для владельца легкового автомобиля может колебаться от 13 до 383 долл. Базовый тариф для легкового автотранспорта предприятий и организаций составляет 2375 руб., но коэффициенты по мощности, возрасту, стажу и по ограничениям по допуску за руль не применяются. Разброс цен для легковых автомобилей юрлиц -- от 30 до 150 долларов.
Алексей РОЖКОВ