|
|
N°44, 14 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отдайте наши супертраулеры
«Дальморепродукт» подал в суд на братьев Ласкаридисов
Руководство приморского холдинга «Дальморепродукт» в начале текущей недели направило в Лондонский международный суд иск с требованием разрешить выход в море 11 супертраулерам, которые с декабря прошлого года находятся под арестом в южнокорейском порту Пусан.
Выход на промысел судов, находящихся у российского предприятия в аренде с правом выкупа, был заблокирован после обращения в судебные инстанции офшорных компаний Bolero Shipping Ltd. и Bergen Ltd., которым де-юре принадлежит флотилия. Владельцы кораблей через греческую компанию «Лавиния», за которой стоят братья Ласкаридисы, обвинили «Дальморепродукт» в том, что российские рыбаки не производят бербоут-чартерных платежей.
История арестованных супертраулеров началась более десяти лет назад и напрямую связана с долгами России Парижскому клубу. В конце 80-х годов Минрыбхоз получил под правительственные гарантии международный кредит на обновление рыбодобывающего флота. Сумма займа, по некоторым данным, превышала 600 млн долл. Пятую часть проекта профинансировал Московский народный банк (Лондон), а остальное -- испанский Banco Hispano Americano.
Деньги поступили напрямую зарубежным судостроителям, а контроль за их расходованием был возложен на советско-британское совместное предприятие «Рыбкомфлот». По условиям кредитного договора заемные средства были переведены на счета ряда офшорных компаний, в том числе Bolero Shipping Ltd. и Bergen Ltd., которые и выступили заказчиками строительства судов. Корабли по мере готовности передавались рыбопромысловым предприятиям на условиях аренды, чтобы после погашения кредита рыбопродукцией окончательно стать собственностью российских рыбаков.
Спустя два года после распада СССР финансовые обязательства приказавшего долго жить советского правительства перед испанским банком были переоформлены на долг России Парижскому клубу кредиторов, а еще через некоторое время дальневосточные фрахтователи, как утверждают владельцы супертраулеров, перестали платить за использование судов на промысле. В результате все 11 кораблей, оказавшиеся к тому времени в составе «Дальморепродукта», были арестованы.
Впрочем, российская сторона отрицает существование задолженности перед Bolero Shipping Ltd. и Bergen Ltd. По словам директора входящей в холдинг компании «Дальморепродукт-Троулерс» Александра Бодакина, предприятие за последние полтора года отгрузило в адрес этих фирм продукции на 148 млн долл.
Простой супертраулеров дорого обходится «Дальморепродукту», который уже приобрел квоты на вылов 85 тыс. т минтая, а каждое судно способно производить в сутки до 100 т готовой продукции мировых стандартов. Две с половиной тысячи приморских рыбаков находятся в вынужденных отпусках. Гендиректор «Дальморепродукта» Юрий Диденко обратился за помощью к президенту России, так как правительственные чиновники, по его мнению, не спешат встать на защиту интересов российских рыбаков.
Глава Госкомрыболовства Евгений Наздратенко, комментируя эту ситуацию, подчеркнул, что «уже не в первый раз с помощью мошеннических операций братья Ласкаридисы прибирают к рукам российский флот». Однако на этот раз их шансы гораздо меньше, чем раньше, считает бывший губернатор Приморья. Он сообщил, что Владимир Путин взял это дело под свой контроль и поручил его расследование ФСБ и Генеральной прокуратуре России.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток