|
|
N°126, 14 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ломка стереотипов
В России, так же как и в других странах Восточной Европы, происходит очень важный социальный поворот. Раньше государство за вас все решало, требовало, чтобы вы трудились. И гарантировало вам определенный минимум благ, если вы будете трудиться. При этом сами продукты труда отбирались (у предприятий и у граждан), а потом централизованно перераспределялись. Вы твердо знали, что вам положено. То есть господствовала патерналистская модель отношений между государством и гражданами. Сейчас модель полностью меняется. Вы должны сами все зарабатывать, и у вас есть все возможности. Никто у вас этого отбирать не будет, даже подоходный налог будет очень маленький. Сколько вы заработали, столько и ваше. Но при этом государство перестает быть опекуном.
Конечно, полностью отстранить государство от регулирования социальной сферы (как предлагают сверхрадикалы) невозможно. В этом убедились во всех странах. Кстати, именно поэтому появилась Европейская социальная хартия. Государство должно оставлять за собой регулирование, чтобы не было дикого диспаритета между богатыми и бедными, чтобы были соблюдены базовые, социальные гарантии человека. Ведь за социальными, конституционными правами должна стоять та система (финансовая, политическая), которая обеспечивает пополнение.
Государство помогало и будет помогать неимущим. Но не просто тем, кто мало зарабатывает, а тем, кто не в состоянии заработать. Если вы «здоровый лоб», извините за просторечие, руки и ноги есть, образование тоже, вы не работаете и не хотите работать, то любое, самое доброе государство не должно вам помогать. А если вы объективно не можете работать, не нашли работу, вы многодетная мать и доходы членов семьи ниже прожиточного минимума, т.е. во всех случаях, когда человек объективно оказался ниже стандартов, установленных государством, вот тут государство должно помогать -- это его первая функция. А вторая -- контролировать и защищать.
При принятии законодательства, соответствующего европейскому, мы стараемся очень четко обеспечить выполнение вышеперечисленных функций.
Проблем очень много. Они объединяются в три группы. Первая группа связана с пенсионной реформой, которая будет успешной только в том случае, если каждый человек начнет интересоваться, сколько денег к нему пришло. И примет сознательное решение, как ему тратить эти деньги, куда их размещать. Ситуация, когда все промолчат, -- самая невыгодная для государства. Это будет означать, что людям все равно, что происходит с их деньгами.
Вторая важная группа проблем связана с разъяснением Трудового кодекса. Кстати, наше трудовое законодательство -- одно из самых продвинутых в мире. Оно действительно современное, оно хорошо оценено специалистами Международной организации труда. Но им надо уметь пользоваться, это не молоток -- это почти микроскоп. Если ваши права нарушены, то выиграть дело можно в 90 «с гаком» процентах случаев. Вы должны четко знать совокупность ваших прав. Вы должны знать массу нюансов. В принципе вы можете заставить работодателя поменять лампочки, сделать их более сильными на вашем рабочем месте, только если вы знаете законодательство. И мы будем стараться это разъяснять.
Третья группа проблем связана с допуском к социальной сфере некоммерческих, негосударственных организаций. Традиционно система социальной защиты строилась под государственную систему. Эти функции исполняли предприятия, органы власти субъектов федерации, местного самоуправления -- например, ходить по домам, разносить продукты, заниматься медицинской реабилитацией, возиться с пожилыми. А почему, в общем, этим могут заниматься только государственные структуры? Почему нельзя допустить, что, например, в Москве та же служба «777» или «Седьмой континент» будут доставлять продукты пенсионерам эффективнее, чем служба социальной защиты, да и дешевле? Почему не может возникнуть частный дом для пенсионеров? Почему частная организация не может выиграть конкурс в борьбе с государственными, муниципальными организациями на оказание каких-то социальных услуг? Мы должны будем обязательно попробовать и со следующего года интенсивно по всей стране распространить выставление таких услуг на прямой конкурс. Кто выиграл, кто обеспечил наилучшие услуги, тот и будет их оказывать. Это тяжелейшая процедура, поломка всех стереотипов, но это придется сделать.
Александр ПОЧИНОК, министр труда и социального развития Российской Федерации