|
|
N°125, 11 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Накрываются расписным подносом
Россия может лишиться знаменитого жостовского промысла
Знаменитые расписные лаковые подносы, которые в селе Жостово Мытищинского уезда Московской губернии производят аж с 1825 года, оказались под угрозой полного исчезновения. В конце прошлого года Жостовскую фабрику признали банкротом, на производстве было введено внешнее управление, а недавно конкурсный управляющий уволил 150 художников, среди которых были и заслуженные, и народные, и лауреаты. Об этом было объявила вчера на пресс-конференции заместитель министра культуры Екатерина Чуковская.
Жостовский промысел (вместе с Гжелью, Мстерой, Палехом, Федоскино, Павловым Посадом) входит в длинный, но не бесконечный все же список того, чем гордится Россия. Как и другие промыслы, он испытывает мощное давление производителей подделок. Но несмотря на то, что подносы «под Жостово» расписывают все кому не лень, единственным аутентичным носителем традиции остается старинная фабрика, ее мастера и их ученики. Впрочем, училище при фабрике закрыто уже три года.
Не только жостовские подносы, но и статус фабрики оказался совершенно уникальным и невозможно противоречивым. Мало того что только Жостовская фабрика, единственная из всех предприятий народного промысла, в соответствии с указом президента оказалась в списке особо ценных объектов РФ; одновременно она, единственная среди особо ценных объектов, постановлением правительства получила разрешение на коммерческую деятельность. Незащищенность товарных знаков, противоречивый статус и неважное управление привели фабрику к плачевному результату -- остальные наши знаменитые промыслы давно акционировались и успешно работают. Процедуру банкротства в Жостово запустили за смешные для статуса национального достояния долги -- 12 миллионов рублей. Существует версия, что фабрику банкротят по заказу, чтобы освободить ценную и живописную территорию в двадцати километрах от Москвы.
В сложнейшую юридическую коллизию (очевидно, что особо ценный объект не может просто обанкротиться и исчезнуть) Министерство культуры вмешалось, только получив специальное поручение правительства, -- никакого прямого отношения к фабрике оно не имеет, а косвенное ограничивается тем, что Минкульт хранит сам свод ценных объектов.
Екатерина Чуковская сообщила, что министерство обратилось в суд с просьбой приостановить процедуру банкротства и привести статус фабрики в соответствие с основном документом -- указом президента, отменив все остальные нормы, мешающие ее нормальной деятельности. Одновременно идет поиск возможности погасить долги предприятия.
Фабрика не только является носителем традиции, но и хранит, как все предприятия подобного профиля, коллекцию собственных изделий (ассортиментный кабинет). Потеря «ассортиментного кабинета» станет концом предприятия. Подобные коллекции одновременно представляют собой немалую художественную и коммерческую ценность. В процессе приватизации несколько таких уникальных собраний (например, Императорского стекольного завода, Трехгорной мануфактуры) были утрачены. Самая громкая и скандальная история -- вокруг музея Императорского фарфорового завода -- завершилась передачей коллекции в Эрмитаж. Другие ассортиментные кабинеты спокойно существуют при успешно работающих предприятиях. Как сообщила начальник отдела музеев Минкультуры Анна Колупаева, на ассортиментный кабинет фабрики не могут обратить взыскание по долгам, а пока суд да дело, министерство «готово забрать коллекцию, для того чтобы просто хранить, пока фабрика не начнет работать нормально».
Фаина БАЛАХОВСКАЯ