Время новостей
     N°125, 11 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.07.2003
Черная сумка черной вдовы
Чеченские смертницы выходят на Тверскую
Чеченские террористки-смертницы вчера вышли уже на дистанцию прямой видимости Кремля, взорвав бомбу на одной из главных улиц Москвы - 1-й Тверской-Ямской, у станции метро «Маяковская». Формально своих целей организаторы теракта не достигли. Женщина-камикадзе была вовремя выявлена и задержана - кстати, это может считаться первым известным случаем захвата живьем и с поличным «черной вдовы». Прогремевший в 2.15 взрыв не вызвал жертв среди мирного населения. При обезвреживании обнаруженной у террористки бомбы погиб только один человек - 29-летний майор госбезопасности, старший эксперт-взрывотехник Института криминалистики ФСБ РФ Георгий Трофимов.

Руководство «силовых» структур на очередную - уже вторую за последнюю неделю акцию террористов-камикадзе в Москве отреагировало сдержанно. Отмечено, что полноценный теракт (если бы план террористки удался, жертв, возможно, было бы еще больше в Тушино) удалось сорвать. Так, начальник Управления информации, регоинальных и общественных связей МВД Юрия Шувалов вчера заявил: «После взрывов в Тушино по распоряжению министра внутренних дел Бориса Грызлова был принят комплекс мер, направленных на укрепление общественной безопасности. Особое внимание уделялось повышению бдительности как сотрудников правоохранительных органов, так и частных охранных структур и населения в целом. Эта работа уже начала приносить первые результаты». Впрочем, руководство спецслужб записывать происшедшее на Тверской в список своих побед не решились, очевидно, понимая, что в данном случае к предотвращению массовых жертв «силовики» имели лишь косвенное отношение. А главная заслуга в обезвреживании женщины-камикадзе принадлежит охранникам кофейни «Мон кафе», которые обратили внимание на подозрительную женщину и вызвали милицию. Глава МВД Борис Грызлов, выступая в связи с ночным взрывом, по сути, лишь констатировал то, что и так становится ясно. По словам министра, «мы безусловно связываем теракты в Тушино и на Тверской улице. Вне сомнения, действует группа террористов, которая имеет общее руководство для проведения таких терактов». По оперативной информации, в столице якобы еще могут находиться 4-5 "черных вдов".

События на 1-й Тверской-Ямской улице начали разворачиваться около 21.30, когда охранник «Мон кафе», расположенного в доме № 4, обратил внимание на молодую девушку с восточными чертами лица и с черной кожаной сумкой на плече. Внешне она среди толпы особо не выделялась - синие джинсы, ситцевая блузка и легкая матерчатая куртка, с длинными волосами, перехваченными резинкой. Внимание она привлекла своим поведением. По одним данным, девушка сначала сидела за столиком с каким-то мужчиной, который ушел, по другим - появилась у кафе одна. Охранник заподозрил неладное после того, как посетительница более получаса простояла у входа, нервно озираясь по сторонам. В 22.02 часа охранник решил вызвать милицию, нажав «тревожную кнопку», установленную в кафе по договору с управлением вневедомственной охраны (УВО) ГУВД Москвы.

В 3-м отделе УВО Центрального округа столицы, получив сигнал, подумали, что на кофейню совершено нападение. Уже через 3 минуты к дому № 4 прибыл первый экипаж из трех милиционеров. Охранник сразу им указал на подозрительную девушку, уже направившуюся по улице в сторону Белорусского вокзала. Догнав ее, милиционеры попросили ее паспорт, и в этот момент один из них обратил внимание, что из черной кожаной сумки, висящей у нее на плече, торчат два провода - черного и синего цвета. Девушка сразу начала нервничать и потянулась к сумке, но милиционеры перехватили ей руки и надели наручники.

Сумку они положили на асфальт у стены дома в 50 метрах от входа в кафе и сразу отгородили ее своими бронежилетами. Девушку тут же посадили в машину и повезли в ОВД «Тверское». По словам сотрудников УВО, во время задержания она вела себя достаточно спокойно, но в салоне милицейской машины вдруг разразилась потоком брани, ответив на вопрос о содержимом ее сумки примерно так: «А вы сами соедините проводки, и узнаете».

Около 23.00 на место события прибыла машина взрывотехников ФСБ, которые приступили к изучению находки. После предварительного осмотра эксперты решили, что наличие бомбы очень вероятно. Тогда контрразведчики использовали специальный робот-сапер. Исследовав сумку, его датчики сделали рентгеновский снимок, по которому был сделан вывод, что там лежит самодельная бомба, начиненная примерно 400 гр пластида, шариками и обрезками проволоки.

Два раза оператор с помощью робота пытался разрушить бомбу из гидропушки. Однако плотная кожа сумки выдержала оба удара - устройство осталось целым, взрыва не произошло. Через 3 часа безуспешных усилий было принято решение все же обезвредить бомбу вручную. Работа эта выпала майору Георгию Трофимову, тому самому, что обезвреживал в субботу в Тушино несработавшую бомбу одной из террористок. Облачившись в защитный «скафандр», он подошел к сумке, но начать разминирование не успел. Судя по видеозаписи, взрыв прогремел сразу после того, как сотрудник ФСБ опустил руки в сумку. Взрывной волной в трех жилых домах выбило стекла. Самого эксперта взрывной волной бросило на фонарный столб. Майор Трофимов погиб практически мгновенно. Почему бомба сдетонировала, вчера не было ясно. Эксперты предполагали, что мина была снабжена еще и дистанционным взрывателем, сработавших от большого количества радиопомех от раций спецслужб.

Что касается личности террористки, то на первых допросах она называла разные фамилии и разные места, откуда приехала, — то Грозный, то Бамут. Судя по найденному у нее паспорту и авиабилету (рейс Назрань–Москва), задержанной, как вчера предполагали следователи, скорее всего оказалась 22-летняя жительница станицы Асиновская Сунженского района Чечни Зарема Мужихоева. Как предварительно выяснили чеченские спецслужбы, родилась она в селе Бамут, но в ноябре 1999 года дом Заремы был взорван, и она со своим годовалым ребенком переехала в Асиновскую к тете. В начале года Зарема уехала в Ингушетию, якобы на заработки, оставив сына родственникам. Также выяснилось, что незадолго до этого ее муж погиб во время столкновения одного из отрядов сепаратистов с федеральными силами.

Новая серия терактов в российской столице может вновь побудить москвичей и жителей других регионов выступить за активизацию боевых действий в Чечне. Такой прогноз сегодня делают социологи, основываясь на опыте предыдущих лет. Впрочем, исследователи общественного мнения полагают, что этот всплеск будет кратковременным и не столь сильным, как после взрывов жилых домов осенью 2000 года. «В Чечне федеральные власти в последние годы делают меньше ставок на войну, и это определенным образом отразилось на позиции простых людей, - сказал в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» руководитель Всероссийского центра изучения общественного мнения Юрий Левада. - Даже когда мы осенью прошлого года, после трагических событий на Дубровке проводили опрос, рост сторонников жесткого решения в Чечне был незначительным, да и наблюдался он лишь в течение одного месяца. Последние же теракты, как мне кажется, вызовут не столь сильное потрясение». Впрочем, г-н Левада подчеркнул, что пока социологи не имеют результатов последних измерений общественного мнения.

Правозащитники же начали быть тревогу, не дожидаясь обработки опросных листов. «Когда правоохранительные органы ставятся под ружье, жертвами всегда становятся кавказцы, - говорит исполнительный директор Московской Хельсинской группы Татьяна Локшина. - После трагедии на Дубровке мы столкнулись с незаконными преследованиями этнических чеченцев сотрудниками правоохранительных органов. Сейчас неизбежно произойдет то же самое. ».

Ирина БЕЛАШЕВА, Олег ВОЛКОВ

Александр Раскин, Александр Шварев, Виктор Пауков