|
|
N°125, 11 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Железные связи «Евраза»
Холдинг будет реализовывать амбициозные планы с помощью губернатора Росселя
«Евразхолдинг» в ближайшее время может еще больше укрепить свои позиции в качестве поставщика российских железных дорог. Компания уже владеет Кузнецким металлургическим комбинатом -- монополистом по производству железнодорожных рельсов -- и теперь присматривается к Уральскому заводу рельсовых скреплений (УЗРС), также единственному в своем роде. Об этом стало известно на конференции по развитию холдинга, прошедшей на Нижнетагильском металлургическом комбинате (НТМК).
По словам Сергея Носова, управляющего директора комбинатов холдинга -- Нижнетагильского и Западно-Сибирского, -- в ближайшее время главным российским клиентом металлургических комбинатов компании станет Министерство путей сообщения (МПС). Уже в 2004 году для удовлетворения потребностей отрасли планируется реконструировать колесобандажный и рельсобалочный цеха на НТМК, а затем провести аналогичную работу на КМК. Это позволит удовлетворить просьбы железнодорожников о производстве более длинных рельсов. Главный инженер НТМК Алексей Кушнарев считает, что если программа будет выполнена так, как задумывается, холдинг будет выпускать лучшие в России рельсы.
«Евразу» удалось получить влиятельного союзника в лице губернатора Эдуарда Росселя по реализации своих грандиозных планов. По просьбе главы региона областная прокуратура начала проверку законности банкротства Салдинского металлургического завода и вывода его активов в УЗРС. В случае обнаружения признаков преднамеренного банкротства г-н Россель обещает добиться смены нынешнего владельца предприятия, близкого к ОПС «Уралмаш», на «Евразхолдинг». Это предложение вызвало интерес руководства НТМК, так как УЗРС является монополистом и железнодорожникам без этого предприятия не обойтись.
Между тем покупка предприятия может привести к осложнению отношений между «Евразхолдингом» и МПС. Издержки «Евраза», чьи производственные мощности сконцентрированы в Сибири, по транспортировке сырья в сравнении с «Северсталью» и НЛМК не так велики, замечает Максим Фадеев из UFG. Однако доставка готовой продукции в Европу или Китай обходится дороже, считает аналитик. Очевидно, что, став монополистом в поставках для железной дороги по ряду позиций, металлурги будут стремиться снизить транспортные расходы через получение более выгодных тарифов. Попытки ценового диктата с их стороны уже имели место. В 2000 году руководство Тагильского комбината повысило цены на свою продукцию и вынудило УЗРС поступить так же. Тогда проблеме цен было посвящено не одно совещание у министра Николая Аксененко, и только после длительных переговоров и угроз железнодорожникам удалось добиться от «Евраза» уступок.
В то же время руководство МПС благоволит к проекту другого нижнетагильского предприятия -- «Уралвагонзавода» (УВЗ). Директор этого предприятия Николай Малых решил начать в будущем году производство колесных пар, пытаясь тем самым нарушить монополию «Евраза». По понятным причинам эта инициатива не понравилась руководству холдинга, которое было вынуждено обращаться за помощью к давнему другу г-на Малых губернатору Росселю. Руководитель Свердловской области пока не обсуждал происходящее с оборонщиками, но на встречах с руководством «Евраза» подтверждает, что «сложилась нездоровая ситуация».
Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург