|
|
N°125, 11 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дагестан больше не исключение
Здесь будет свой президент
Через три года в Дагестане будет избран первый президент. Пока самой южной и самой многонациональной республикой России управляет «коллективный» глава государства в виде Госсовета, в который входят представители крупнейших этнических групп. Но вчера конституционное собрание республики единогласно одобрило новый основной закон, который, по мнению его авторов, более соответствует Конституции России. Теперь в Дагестане будет, как и положено, один всенародно избранный президент и однопалатный парламент -- почти вдвое меньше нынешнего.
Госсовет Дагестана был весьма экзотическим политическим образованием, которое, однако, позволило республике в начале 90-х годов избежать кровопролитных межнациональных конфликтов. Членов Госсовета избирали депутаты народного собрания, а Госсовет, в свою очередь, выбирал себе председателя.
Бессменным главой Госсовета все это время оставался Магомедали Магомедов, даргинец по происхождению, пришедший на вершину дагестанского политического олимпа еще в советские времена. Все остальные первые должности в Дагестане негласно распределены между представителями самых многочисленных народов. Кроме того, каждый народ, в зависимости от численности, имеет определенную квоту в Народном собрании: существуют избирательные округа, в которых баллотироваться могут только представители определенной национальности -- например, только русские или только лакцы.
Видимо, в Москве сочли, что такая сложная и многоступенчатая избирательная система не соответствует принципу этнического равноправия граждан и ущемляет их право напрямую выбирать себе главу республики. В новой дагестанской конституции Госсовета нет, и президент выбирается всеобщим прямым голосованием. Депутатов в Народном собрании останется 72 вместо 120. К следующим парламентским выборам, которые должны пройти в 2007 году, будет готова новая карта избирательных округов республики. «В округах будут избираться 36 депутатов, иногда по одному на три-четыре района, -- сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» руководитель пресс-центра Народного собрания Дагестана Эдуард Эмиров. -- Еще 36 депутатов будут выбираться по партийным спискам. Сначала хотели оставить 60 депутатов, но мэрия Махачкалы настояла на увеличении их числа».
По словам г-на Эмирова, гарантированное представительство народов в парламенте сохранится, хотя и не будет, как раньше, пропорциональным. «Чтобы сохранить пропорциональные квоты, нам пришлось бы обращаться к федеральной власти с просьбой сделать для нас законодательное исключение, -- говорит г-н Эмиров. -- Мы не стали этого делать». По мнению министра Дагестана по делам национальной, информационной политики и внешних связей Магомедсалиха Гусаева, исключения республике больше не нужны: Госсовет хорошо сыграл свою роль, но теперь власть в стране укрепилась и межэтнических столкновений на первых же выборах по новой системе ждать не приходится.
Но относительно менее многочисленные народы Дагестана, в том числе и русские, уже опасаются, что большинство мест в новом суженном парламенте достанется самым большим группам -- аварцам и даргинцам. Состязание за президентское кресло тоже развернется между ними. К тому же избрание единоличного главы республики может привести к тому, что все ведущие должности сразу же займут представители его клана, а остальные будут просто вытеснены за пределы политического поля. И первая же попытка восстановить справедливость имеет шанс закончиться стрельбой.
Представители власти, в свою очередь, уверяют, что парламент останется многонациональным -- в том числе и благодаря партийным спискам, а президент все равно получится общий -- даже при полном единодушии ни один дагестанский народ не сможет избрать своего собственного главу государства, потому что для этого просто не хватит голосов. Тем не менее аварцы, лидирующие в Дагестане по численности, рассматривают новую конституцию как свою победу. Их лидеры надеются уже на ближайших выборах усилить свое влияние.
Иван СУХОВ