|
|
N°125, 11 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Маршал Фахим просит у Москвы огня
Афганцы привыкли к российскому оружию
В Россию с рабочим визитом прибыл министр обороны Афганистана Мохамад Фахим, политический и военный наследник лидера Северного альянса, легендарного афганского моджахеда Ахмад Шаха Масуда. Еще при жизни Масуда его начальник службы безопасности Фахим был хорошо известен в Москве. Благодаря ему Северный альянс Афганистана, объединяющий этнических афганских таджиков, продолжал получать российскую военную помощь в войне с талибами еще до начала американской военной операции в октябре 2001 года.
Нынешний визит Фахима, как и его визит осенью прошлого года, связан с надеждами Кабула на продолжение военной помощи. Для переходного правительства Афганистана во главе с Хамидом Карзаем очень важно создать национальную регулярную армию. До сих пор Карзаю с помощью американцев удалось сформировать только девять батальонов, насчитывающих около пяти тысяч человек. Их костяк -- кадровые бойцы афганских северян, в основном таджики, которыми командует их признанный лидер Фахим.
Это может не нравиться Карзаю или США, но другого выхода у них нет. Поставить под ружье афганских пуштунов и подчинить их центральному правительству в Кабуле, чтобы уравновесить «таджикскую компоненту», пока не удается. Пуштуны, как выразился один весьма компетентный российский эксперт, «никогда не ходили строем». Они предпочитают объединяться в боевые порядки либо на местном уровне под началом местных полевых командиров, либо перед лицом общего врага. Так было в годы советской интервенции и во времена «Талибана».
Но афганцы всегда и независимо от этнической принадлежности предпочитали воевать советским, а затем российским оружием. За долгие годы они привыкли к нему и научились прекрасно им владеть. Американцы смирились с этим и уже отказались от попыток вооружить афганцев своим оружием.
Нетрудно догадаться, что же именно маршал Фахим будет просить у Москвы. Однако некий высокопоставленный аноним из российского военного ведомства сказал вчера Интерфаксу, что «в нынешних условиях России надо быть весьма осторожной». Во-первых, «правительство Карзая рассматривается как переходное и никто не знает точно, кто возглавит Афганистан уже в ближайшее время». Во-вторых, военное сотрудничество нужно либо в политических целях, для привязывания страны к себе и открытия там своих военных баз, либо для получения финансовой выгоды. Но «военные базы в Афганистане Россия не собирается открывать», а афганские финансы, говорит военный, образуются «за счет продажи наркотиков». «Значит, Москве предстоит отмывать наркодоллары? Вряд ли такая роль устроит Россию», -- заключил военный источник.
Опасности экономического сотрудничества с Афганистаном сомнительны, но эта точка зрения отчасти отражает настроения в российском руководстве. По данным спецпредставителя МИДа России по Афганистану, зам. директора 3-го Департамента МИД Замира Кабулова, объем двустороннего военно-технического сотрудничества составил в этом году 50 млн долларов. Боевая составляющая в нем полностью отсутствует. Пока Россия поставляет Кабулу только средства автотранспорта и связи, запчасти, ГСМ, топографические карты, помогает ремонтировать авиатехнику и обучает офицерские кадры.
Так что вряд ли маршал Фахим увезет из Москвы нечто большее. Если, конечно, не сумеет убедить президента Путина во время обещанной ему встречи с российским лидером в необходимости серьезного переоснащения афганской армии российским оружием.
Аркадий ДУБНОВ