|
|
N°126, 14 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Самоликвидация музейной спеси
Третьяковская галерея открыла зал актуального искусства
Ну вот, что называется, дожили. Теперь ГТГ на Крымском валу тоже устроила свой альтернативный «танц-пол», где можно будет зажигать под диско, перформансировать в ритме трип-хоп, бомбить стену граффити и баскетбольным мячом, щеголять в ярком клубном шмотье с травести-макияжем и вытворять много чего еще. Комната для infant-terrible называется «зал №63». Он отдан целиком самым последним новинкам российского Contemporary Art. Этому бренду надо соответствовать. Поэтому приглашенным в «зал №63» художникам предлагается игра по новым правилам, радикально отличным от привычного музейного кодекса жизни. Никакой статики, никакой установки на шедевр, академических параметров восприятия (с картинами в рамочках, экспликациями, бабушками-смотрительницами, тишиной, спесью и скукой). Очередному претенденту на зал, отвязному фрику и крутому перцу, даются в распоряжение четыре стены. Делай с ними что хочешь. Высказывайся, как можешь. Хочешь, валяй граффити, хочешь -- фреску, хочешь -- показывай видео и кино. Но помни, дружок: Contemporary Art что поход в ночной клуб -- туснулся и забыл. Наутро -- лишь похмельный синдром. Через месяц росписи твои будут безжалостно стерты, проекторы демонтированы и стену отдадут другим экспериментаторам. Нормально.
Первыми принявшими условие оказались известные пииты уличной тусы: Гоша Острецов и группа «Лето». Острецов остается верен эстетике «нью-вейв» и делает многоцветные трэш-граффити на темы мира, социума, землян, марсиан, червяков, драконов, нового правительства, панков, растаманок, крокодилов, рокопопса и всякой прочей медиальности. Этим, собственно, он и раскрасил длинную торцевую стену, повесив на нее еще баскетбольную корзину. Даже для коллег по «актуальному цеху» жест Острецова показался вершиной бескорыстного служения искусству. Восторженная феминистическая леди Татьяна Антошина подарила Гоше Острецову букет цветов и, обливаясь слезами умиления, воскликнула: «Ведь это добровольная жертва! Знать, что твои фрески будут уничтожены через месяц, и творить во имя идеи... Гоша, ты герой!»
Другим героем явилась группа «Лето». Их метод саморепрезентации напоминает нонспектакулярную стилистику группы Escape (двое «эскейповцев», Лиза Морозова и Антон Литвин, даже участвуют в «летних» акциях). Это такой незримый, но возбуждающий общественность десант в городскую жизнь. То замок на Музей имени Пушкина в часы работы повесят, шокируя тем самым охрану, музейных сотрудников и веселя посетителей. То мебель в Москве-реке купают, то ряжеными разгуливают по Кремлю... По всем статьям ведут они себя прикольно и антимузейно, а потому в новом зале ГТГ им самое место. Они покажут фильм о своих акциях и перформансах на противоположной от граффити Острецова стене. Через месяц их тоже чем-нибудь заменят.
В принципе появление «клубного» и отвязного зала внутри чопорной Третьяковки -- факт отрадный. Только хочется, чтобы он стал не просто забавным тусовочным местом, а все-таки чем-то более принципиальным и важным для самоопределения Contemporary Art внутри статусного музейного пространства. Иначе десант хулиганистых радикалов в академическую ГТГ окажется таким же бессмысленным, как воображаемая серьга в ухе «третьяковского» замдиректора по науке Александра Ильича Морозова.
Сергей ХАЧАТУРОВ