Время новостей
     N°124, 10 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.07.2003
Россия поможет американцам на Востоке
Игорь Иванов встретится с палестинцами сейчас, а с израильтянами осенью
Сегодня министр иностранных дел Игорь Иванов начал турне, в ходе которого посетит сначала Бельгию (для обсуждения двусторонних отношений), а потом, что самое интересное, Ближний Восток. Поездка в этот бурлящий регион сейчас -- большая ответственность. Буквально позавчера в руководстве Палестинской автономии выплеснулся наружу давно зревший конфликт: премьер Махмуд Аббас (Абу Мазен) объявил о возможной отставке. Весь вчерашний день и наиболее верные соратники, и иностранные дипломаты уговаривали его остаться. Для международных посредников, мирящих израильтян и палестинцев, уход Абу Мазена -- подножка. Причем тогда, когда ближневосточное урегулирование, хотя и со скрипом, стало набирать ход.

68-летний Абу Мазен из всех палестинских лидеров наиболее реально смотрит на вещи, а потому устраивает американцев и даже израильтян больше, чем Ясир Арафат, которому в августе исполняется 74 года. Однако на Абу Мазена давят и свои, подозревающие его в излишней мягкости и уступчивости, и те же израильтяне, пытающиеся обхитрить покладистого партнера так, чтобы урвать для себя больше, чем положено по взаимным договоренностям. Что и выбивает Абу Мазена из колеи.

Ясир Арафат для израильтян -- персона нон грата. Израильские политики его игнорируют, подчеркнуто встречаясь лишь с Абу Мазеном. Легко представить, как это осложняет отношения последнего с его как-никак шефом Ясиром. В последнее время израильтяне в плане изоляции лидера Палестинской автономии Ясира Арафата (он и 75-летний премьер Израиля Ариэль Шарон терпеть друг друга не могут уже больше четверти века) зашли еще дальше. Они прямо говорят зарубежным политикам, что визит к Ясиру Арафату автоматически перечеркивает все встречи с израильскими лидерами, по крайней мере в течение одного и того же визита. «Нам бы очень и очень не хотелось, чтобы министр иностранных дел России встречался в Палестинской автономии с Арафатом. С Абу Мазеном -- пожалуйста, вот американцы только с ним ведут переговоры», -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» высокопоставленный израильский дипломат на условиях анонимности. Он заметил, что в случае непослушания визит российской делегации в Израиль может не состояться.

Игорь Иванов, как выяснилось на днях, действительно въезжает на территорию Израиля лишь формально, совершая визит не в это государство, а в Палестинскую автономию, находящуюся пока в его составе и требующую независимости (палестинские территории оккупированы Израилем в ходе войны 1967 года). Как утверждают в МИД России, поездка в Израиль состоится отдельно, осенью. На вопрос о причинах разведения по времени двух визитов к двум соседям, хотя и враждующим, российские дипломаты отвечают категорическим отрицанием каких-либо противоречий. А на тему, состоятся или нет переговоры с Арафатом, реагируют уклончиво: «Вопрос прорабатывается». Тем не менее дипломатические источники в МИДе на вопросы корреспондента газеты «Время новостей» об Арафате отвечали четко: «Москва будет поддерживать контакты с Арафатом, историческим лидером палестинцев. Наши контакты с ним и формально, и политически оправданы».

Если не считать этой коллизии, то стремительный визит российского министра иностранных дел на Ближний Восток (за неделю он посетит еще Иорданию, Сирию, Ливан, Египет) призван подтолкнуть ближневосточное урегулирование к дальнейшему прогрессу. Наши дипломаты признают, что кое-какое продвижение уже есть, причем во многом благодаря усилиям американцев (они увязли в Ираке, а потому пытаются добиться успехов хотя бы на палестинском направлении) и лично президента Джорджа Буша, побывавшего в регионе в прошлом месяце. Ревности в Москве не испытывают. Наоборот, россияне хотят помочь американцам в этом нелегком деле: помирить заклятых врагов, которых уже более полувека никто помирить так и не может. Хотя в Вашингтоне настроены амбициозно, в Москве прекрасно понимают: одним американцам не справиться, нужна еще помощь Евросоюза, ООН и России.

Елена СУПОНИНА, Брюссель