|
|
N°124, 10 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Московский механизм
ОБСЕ обеспокоена судьбой политических заключенных в Казахстане
Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Нидерландов Яап де Хооп Схеффер в эти дни совершает поездку по странам Центральной Азии. В штаб-квартире ОБСЕ, которую в нынешнем году возглавляют Нидерланды, уделяют особое внимание этому региону, откуда в последнее время поступает информация о серьезных нарушениях демократических норм и фундаментальных прав человека.
Еще в марте постоянный совет ОБСЕ впервые решил привести в действие в отношении одного из своих членов так называемый московский механизм. В страну, где ситуация вызывает опасения, направляется миссия экспертов. Такой чести удостоилась Туркмения.
В маршруте нынешней поездки г-на Схеффера Туркмения не значится. Нидерландский министр на этот раз посещает остальные страны региона: Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Таджикистан. В Алма-Ате он встречался с казахстанским президентом Нурсултаном Назарбаевым, с которым, по словам председателя ОБСЕ, они обсуждали проблемы развития «гражданского общества» и ряд других «очень важных политических вопросов».
Несколько иной характер принял разговор председателя ОБСЕ с министром иностранных дел Казахстана Касымжомартом Токаевым. Г-н Схеффер поднял вопрос о преследованиях политических оппонентов казахстанского режима, сопредседателя движения «Демократический выбор», бывшего губернатора Павлодарской области Галымжана Жакиянова и известного публициста Сергея Дуванова, с прошлого года отбывающих тюремное заключение по обвинению в уголовных преступлениях. На Западе считают, что эти обвинения политически мотивированы. Нидерландский министр заявил казахстанскому коллеге, что ОБСЕ будет требовать международной экспертизы по делу Жакиянова. Судьба Галымжана Жакиянова вызывает беспокойство еще и в связи с тем, что в последние дни поступили сообщения о том, что в колонии он был заражен туберкулезом. Казахстанские власти рассчитывают, что оппозиционер подаст прошение о помиловании, как это сделал его бывший коллега по «Демвыбору» Мухтар Аблязов, который вышел на свободу на условиях отказа от политической деятельности.
Что же касается Сергея Дуванова, которого ровно год назад обвинили по первому делу, («оскорбление чести и достоинства президента Казахстана»), затем, правда закрытому, то г-ну Схефферу хорошо известен доклад по делу Дуванова независимых экспертов ОБСЕ, известных юристов Лейденского университета Ф. Фелдбрюгге и У. Симпсона. Выводы этого доклада, обсуждавшегося на постоянном совете ОБСЕ 5 июня, скандальны: обвинения Дуванова в изнасиловании несовершеннолетней сфальсифицированы, и в этом замешана вся казахстанская система правосудия. Как сообщил после встречи с главой МИД Казахстана председатель ОБСЕ, «вразумительных объяснений» по поводу дела Дуванова он не получил. Возможно, именно тем, что их и не существует, объясняется настойчивость, с которой посол Казахстана в ОБСЕ и зять президента страны Рахат Алиев требовал в Вене не предавать огласке доклад по делу Дуванова. Но как стало известно газете «Время новостей», этот доклад распространен среди депутатов российской Госдумы, где по инициативе фракции СПС после парламентских каникул должны состояться общественные слушания о положении независимой прессы в Казахстане.
Аркадий ДУБНОВ