|
|
N°124, 10 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Первоклассный сочинитель
Журналист-фальсификатор вновь подлил масла в огонь своей славы
Если дебютный роман «Выдумщик» молодого американского журналиста Стефана Гласса (издательство «Саймон энд Шустер») был опубликован с расчетом на скандал, то, судя по количеству рецензий, издатели и автор добились желаемого. Американская и английская критика, проявив редкое единодушие, отреагировала на выход книги резко отрицательно. Пожалуй, наиболее эмоциональный отклик поместила «Нэшнл ревью», обозреватель которой окрестил дебютанта Милошевичем от литературы и призвал предать его опус огню либо, что еще проще, выкинуть в помойное ведро. Естественно, нашлись и те, кто проявил к роману интерес: Гласс даже был приглашен выступить в популярной телепередаче канала CBS, то есть удостоился чести, которая выпадает далеко не всякому начинающему писателю.
Причина скандала кроется не в содержании романа, а в личности автора, который пять лет назад был с позором изгнан из американского политического еженедельника «Нью репаблик» за «самый продолжительный обман в истории современной журналистики». Иначе говоря, Гласс фабриковал новости: выдумывал места и события, сочинял цитаты, которые приписывал несуществующим людям, описывал встречи, которые никогда не происходили. Причем работал он не в третьесортной желтой газете, а во вполне уважаемом журнале, выходящем с 1914 года, который когда-то считался органом левых интеллектуалов, а затем, слегка «поправев», занял умеренно-критическую позицию по основным внутреннеполитическим вопросам. Стоит также добавить, что американская пресса, порой на удивление нечувствительная к большой лжи, весьма щепетильна во всем, что касается мелких фактов, и даже самое незначительное их искажение может обернуться для журналиста судебным разбирательством и огромными штрафами.
Дабы не быть голословным, Гласс подкреплял свои статьи письмами и факсами, которые собственноручно направлял в редакцию, он даже не поленился завести несколько страничек в Интернете, на которых фигурировали нужные ему данные. Разумеется, ни начальство, ни коллеги не подозревали обмана, хотя порой у них и складывалось впечатление, что материалы Гласса чересчур хороши, чтобы быть правдой.
Он писал о заседании в Белом Доме, на котором обсуждали найденные у Моники Левински презервативы, об евангелистской церкви, почитающей старшего Буша как нового мессию, о группе активистов, пытающихся убедить яппи оставить комфортные жилища и поселиться среди дикой природы, об организации, защищающей интересы служащих крупных универмагов, которые работают Санта-Клаусами и рекламными зайцами, о принадлежащей Алану Гринспену брокерской конторе...
Очерки Гласса пользовались успехом, и к ним почти никогда не предъявлялись претензии -- мертвым душам несвойственно писать сердитые письма. Со временем статьи молодого журналиста стали охотно приобретать такие популярные журналы, как «Ролинг стоунз», «Джордж», «Харперс мэгэзин». Однажды его заметку о 15-летнем компьютерном взломщике, успешно шантажирующем некую технологическую компанию, разместил на своем сайте журнал «Форбс». Не найдя ни единого подтверждения изложенным фактам, редакторы забили тревогу -- и журналистской карьере Гласса наступил конец.
«Выдумщик» -- это не роман в строгом смысле этого слова, а скорее беллетризированная автобиография, в которой помимо главного героя -- амбициозного журналиста еженедельника «Вашингтон уикли» по имени Стефан Гласс -- действуют шаржированные персонажи: босс-эгоист, загадочный коллега, любимая девушка, которая ничего не смыслит в этой жизни. Помимо описаний редакционной кухни книга примечательна тем, что объясняет, почему Гласс около трех лет водил коллег и читателей за нос: «Мне хотелось признания, хотелось написать не просто хорошую, но выдающуюся статью, статью исключительную... Когда мои первые сфальсифицированные заметки появились на страницах газеты, начальство было в восторге». Никого тогда не смутило, что политики на своем собрании балуются пивом и наркотиками.
Несмотря на то что выведенные в книге персонажи имеют реальные прототипы, в авторском предисловии Гласс просит воспринимать его сочинение как художественное произведение, признавая, однако, что поводом для его написания послужили некоторые реальные события из жизни. Кроме того, он извиняется перед читателями за «неправильное поведение» и «причиненные огорчения».
Остается только добавить, что по «Выдумщику» уже снимается фильм под рабочим названием «Осколки», который должен появиться в американском прокате ближайшей осенью.
По материалам газет «Лос-Анджелес Таймс», «Нейшнл ревью», «Гардиан», журнала «Лир»