Время новостей
     N°123, 09 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.07.2003
«Мясо хранится путем пастьбы...»
Система госзакупок как способ повышения благосостояния отдельных чиновников
В этом году на государственные закупки должно быть истрачено 834 млрд руб., что составляет более 6% ВВП. Сколько из них уже украдено и сколько украдут еще, не может сказать никто. Даже Главное контрольное управление президента (ГКУ).

В начале недели оно обнародовало результаты проверки деятельности министерств и ведомств по закупке товаров и услуг для государственных нужд. Как и прежде, прохождение средств в этой сфере абсолютно непрозрачно и полно загадок. Исправить ситуацию при нынешнем законодательстве, считают в ГКУ, практически невозможно.

Согласен с ним и начальник департамента государственного финансового контроля Минфина Александр Ахлопов. По его словам, конкурсы на право осуществлять поставки, например для нужд северного завоза, зачастую проводятся «по заранее написанному сценарию», и побеждает компания, руководство которой связано с организаторами (иногда даже родственными узами). По итогам конкурса значится одна цена, а после подписания договора она неожиданно вырастает процентов на 30%. «При ценах, которые появляются в договорах, эти компании вообще не могли бы участвовать в конкурсе», -- говорит г-н Ахлопов. Кроме того, масса нарушений связана с тем, что компании, участвующие в конкурсе, во многих случаях являются посредниками и не имеют необходимых мощностей и фондов для выполнения обязательств. Это не только удорожает продукцию, но и приводит порой к анекдотичным ситуациям. Так, в ходе проверки на Алтае, рассказал Александр Ахлопов, одна из компаний не смогла представить ревизорам заявленные на конкурсе по северному завозу объемы закупок и хранения мяса. Вскоре из местной администрации контрольным органам пришло разъяснение: «Мясо находится на хранении путем пастьбы на пастбищах». При этом ревизорам показали пасущихся коров.

Более того, как показала проверка ГКУ, треть госзакупок размещается вообще без конкурса, а в регионах эта цифра достигает 40%. Например, в Северо-Кавказском военном округе Минобороны России в 2000--2002 годах без проведения конкурсов заключались контракты на поставку продовольствия по ценам, значительно превышающим цены производителей. По данным прокуратуры, государству причинен ущерб на сумму 34,4 млн руб. Минсельхоз, Минобороны, МВД России допускают к участию в конкурсах поставщиков, не имеющих мощностей, необходимых для производства товаров.

Зачастую ведомства, а также субъекты федерации искусственно дробят государственный заказ на объемы, составляющие менее 2,5 тыс. МРОТ, что позволяет заключать контракты не на конкурсной основе, а с применением способа запроса котировок.

Проблема, как рассказал газете «Время новостей» источник в Минэкономразвития, в том, что проведение закупок регламентировано целым рядом федеральных законов и подзаконных актов, содержащих большое количество противоречивых норм. На уровне субъектов федерации сформировалась отдельная система законодательства о закупках. Решить проблему, считают в правительстве, должен закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Он разрабатывается с апреля 2000 года, но до сих пор не готов. В плане действий правительства на 2003 год внесение законопроекта в Думу запланировано на август. Однако пока сложно сказать, удастся ли выработать согласованный вариант.

И даже если министерства придут к консенсусу, неизвестно, найдется ли у Думы время на принятие этого закона. Разработчики закона намекают на мощное противодействие сил, не заинтересованных в упорядочении этого рынка.

Да и депутатам в период предвыборной кампании придется разрываться между интересами поддерживающих их структур и губернаторов и необходимостью упорядочить госзакупки. Видимо, эту опасность понимают и в ведомстве Германа Грефа. Как рассказал источник, до 1 ноября текущего года Минэкономразвития России разработает и представит в правительство доклад о повышении эффективности использования бюджетных средств, направляемых на осуществление закупок для государственных нужд.

Вера СИТНИНА, Михаил ВОРОБЬЕВ