Время новостей
     N°123, 09 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.07.2003
Культ личности в галльской редакции
В Историческом музее открылась выставка «Шарль де Голль»
Главными героями выставки стали службы Исторического музея. Они героически спасали честь мундира: налаживали коммуникацию между отчаявшимися посмотреть выставку журналистами и отрядами федеральной охраны, чей стиль наведения порядка был, мягко говоря, специфическим. Таким же, как и удовольствие от общения с выставкой, посвященной чудесному генералу де Голлю.

На пресс-конференции выступили правоверные «голлисты»: президент Института Шарля де Голля Ив Гена и мэр города Бордо Алан Жупе. Люди они достойные. Ив Гена, например, был среди первых добровольцев, последовавших за де Голлем в июне 1940 года. Сражался в «рядах свободной Франции». Разделяет любовь де Голля к России. Ставит на первое место в политике уважение прав человека и гражданина. Однако леденящая кровь и сводящие скулы риторика в речах господина Гена напоминала речи наших депутатов из патриотических и консервативных фракций.

Еще более удручающей вышла выставка, подготовленная Институтом Шарля де Голля и оформленная дизайнером Жаном-Люком Симонини. Экспозиция оказалась подозрительно похожей на «продвинутый» по меркам советских восьмидесятых дизайн Музея Ленина в Горках и Музея космонавтики в Калуге. Затемненные коридоры с плакатами, диорамы, инсталляции из документов, макетов, пальто и шляп. Манекены солдат, космонавтов. И конечно же какой-нибудь манок для публики -- в данном случае подлинный самолет Як-3, подаренный де Голлю Сталиным и хранящийся в музее Ле-Бурже под Парижем. Его привезли в Москву. Опять-таки восхищения достоин не этот самолет, а труд тех, кто поднял многотонную махину на третий этаж ГИМ, исхитрившись не сломать стену и не поднимать потолок. Они, а также незаметные музейные работники -- главные герои этой выставки!

Экспозиция претенциозна и выморочна не только по дизайну, но и по смыслу. Рассказывает она не о конкретном герое своего времени с присущими ему одному обаятельными и антипатичными чертами (последних в личности де Голля и в его политике было немало), но о золотом идоле, которому надобно поклоняться, а у входа в святилище которого ставить вооруженных до зубов охранников. Даже сами залы названы вычурно и ходульно: «Военная карьера. Испытание огнем»; «Во главе свободных французов»; «Нормандия--Неман. Франция и Россия: братство по оружию»; «От Освободителя до Президента республики» и совсем уж протокольно: «Франко-российское сотрудничество в области освоения космоса».

Да, конечно, Шарль де Голль -- матерый человечище. Многие его труды и дни достойны восхищения: он не смирился с оккупацией, он благословил единственную эскадрилью французов, сражавшуюся в составе Красной Армии в годы ВОВ «Нормандия--Неман», он вытащил Францию из глубочайшего кризиса Четвертой республики, он остановил войну в Алжире, примирил Францию с послевоенной Германией, боролся за модернизацию экономики своей страны, дружил с СССР, государством, которое вопреки всему де Голль всегда называл Россией... Да много чего еще. Живым он был, даже артистичным по-своему. О нем бы поведать сложно, объемно. Ан нет! Выставка получилась панегириком культу личности. А потому интересна она не людям нового века, а «голлистам» на пенсии.

Сергей ХАЧАТУРОВ