|
|
N°122, 08 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конкурента нужно знать изнутри
«Газпром» хочет продолжить работу на Южном Парсе
Участие в газовом проекте в Иране пока не принесло «Газпрому» материальных дивидендов. Как известно, сейчас идут переговоры о форме и объеме возврата средств, которые были вложены участниками консорциума по вводу в эксплуатацию второй и третьей очередей одного из крупнейших в мире газовых месторождений Южный Парс. Его запасы оцениваются в 12,6 трлн кубометров газа (почти половина газпромовских резервов). По информации газеты «Время новостей», на последних переговорах министерство нефти Ирана признало право «Газпрома» реализовывать газовый конденсат с месторождения, эквивалентный сумме затрат и премии. Последняя должна составить порядка 15% от газпромовских затрат в 600 млн долл., то есть 90 млн долларов. Дело в том, что иранское правительство хотело оплатить работу «Газпрома» деньгами, однако российский концерн настоял на своем праве получить вознаграждение в натуральном выражении. Это позволит ему выйти на новые экспортные рынки с этим конденсатом. И сейчас «Газэкспорт» регистрируется в качестве уполномоченной компании по продаже конденсата с месторождения.
Однако стратегическая и политическая важность присутствия в самом «опасном» регионе-конкуренте подтолкнула российский концерн к новым действиям. Пресс-служба компании сообщила, что в июне «Газпром» направил министерству нефти Ирана уведомление, в котором выразил заинтересованность в участии в тендере на строительство 15-й и 16-й очередей месторождения Южный Парс. Эта тема стала центральной в рамках состоявшейся вчера встречи председателя правления концерна Алексея Миллера с Мохаммадом Форузанде, руководителем иранского фонда «Мостазафан», который также является участником тендера. Стороны не только обсудили возможности совместного участия в обустройстве Южного Парса, но и договорились о создании консорциума на паритетных началах. Источник в «Газпроме» говорит, что изначально концерн планировал самостоятельно бороться за право стать оператором создания 15-й и 16-й очередей -- в отличие от предыдущего опыта, когда российская компания выступала в консорциуме с французской TotalFinaElf (40%) и малазийской Petronas (30%).
Но недавно представители иранского фонда вышли с предложением объединить усилия. Хотя основная специализация этого неправительственного фонда -- реализация социальных программ, он представляет собой мощную финансово-промышленную структуру. Фонд был создан сразу после антишахской революции 1979 года на базе части конфискованной собственности иранского монарха. Сейчас фонд оперирует 3,5 млрд долл., более 400 промышленными и сервисными компаниями страны, включая треть крупнейших промышленных предприятий, а также принимает участие в реализации нефтегазовых проектов. Его годовой бюджет равен 10% общеиранского. В «Газпроме» надеются, что альянс с такой влиятельной организацией увеличит шансы на победу в тендере. Правда, сейчас идет лишь предквалификационный отбор и неясен даже примерный состав соперников.
Пуск 15-й и 16-й очередей месторождения потребует инвестиций, которые предварительно оцениваются в 1--2 млрд долл. (доля «Газпрома» в случае победы в тендере составит, соответственно, 50% от этой суммы). Это позволит ежегодно поставлять на внутренний рынок Ирана свыше 18 млрд куб. м природного газа, поставлять на экспорт около 29 млн баррелей стабильного конденсата и 1 млн тонн сжиженного попутного газа, а также производить свыше 1 млн тонн этана. Строителя, получившего права на эти очереди, в качестве вознаграждения ждет часть стабильно получаемого конденсата и сжиженного попутного газа.
Эксперт «Тройки Диалог» Валерий Нестеров позитивно оценивает намерения «Газпрома» продолжить работу на Южном Парсе. «Для него очень важно принимать участие в судьбе иранского газа и максимально отвести его от европейского рынка, -- говорит он. -- С конкурентом лучше сотрудничать на его территории».
Алексей ГРИВАЧ