|
|
N°43, 13 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Красный мат персидскому шаху
Нынешний визит иранского президента Хатами в Россию пришелся примерно на середину между двумя круглыми датами -- 26 февраля и 20 марта 1921 года, подписанием и ратификацией советско-персидского договора о дружбе и взаимопомощи.
В то время советско-персидские отношения складывались очень своеобразно. Официальным предлогом для незваного визита советских кораблей в каспийский порт Энзели было избрано присутствие там судов белой Каспийской флотилии. Однако операция сразу задумывалась как захват плацдарма, с которого начнется шествие революции на Востоке. 18 мая Энзели был взят, однако советские корабли не вернулись в Баку.
На протесты Тегерана нарком иностранных дел Георгий Чичерин отвечал, что это самодеятельность командующего флотом Федора Раскольникова. Советские руководители лукавили: в занятых десантным отрядом моряков Энзели и Реште формировалась Персидская Красная армия, а созданием резервов для нее руководил специально созданный отдел в штабе 11-й армии. Как писал начальник штаба армии Александр Ремезов: «По-видимому, решено твердо проводить политику освобождения Персии от шахского правительства и Англии, наделить народ землей».
В июле Персидская Красная армия попыталась овладеть Тегераном, однако в боях под городом Менджиль потерпела поражение. Как телеграфировал Льву Троцкому ее новый командующий Шапур: «Необходима присылка свежих русских частей под видом добровольцев. В противном случае все революционное движение в Персии обречено на неудачу».
После этого два русских полка в течение длительного времени то брали, то оставляли город Решт, но в ноябре 1920 года до Москвы добрался шахский посол. 26 февраля был заключен договор с Персией. Договор предоставил РСФСР, а затем и Советскому Союза большие полномочия для ликвидации «вражеской агитации» на персидской территории.
Персидские коммунисты заявили, что не признают шахское правительство и договор. В конце мая они организовали еще один поход на Тегеран, однако были окружены и разбиты персидской казачьей дивизией полковника Старосельского. 7 ноября 1921 года персидская регулярная армия вошла в Энзели и Решт. Как писал коминтерновский деятель Островский: «Коммунизм был преподнесен в Персии в уродливых, извращенных формах. Туземные революционные силы не смогли использовать нашу интервенцию в своих интересах».
После этого отношения между Ираном и СССР складывались по-разному. Однако в Тегеране никто не протестовал, когда войска Закавказского ВО в августе 1941 года вошли на иранскую территорию с целью пресечения германской агитации. А вскоре через Иран пошел значительный поток грузов ленд-лиза. Фактически власть иранского правительства на занятой советскими войсками территории до 1946 года была номинальной, там руководили ожившие местные коммунисты.
После свержения в 1957 году правительства Мосаддыка отношения испортились, на границе произошло несколько конфликтов, а в 1978 году советские истребители сбили в небе Туркмении нарушившие границу иранские вертолеты.
Павел АПТЕКАРЬ