|
|
N°121, 07 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рок «Черных вдов»
Террористки-камикадзе не прошли через милицейское оцепление
Пятнадцать погибших и 59 раненых -- таков итог московской операции чеченских террористов-смертников, подорвавших себя в субботу днем у входа на Тушинский аэродром во время проходившего там рок-фестиваля «Крылья». К чести столичных спецслужб, им удалось не допустить паники у самой концертной площадки, собравшей около 40 тысяч зрителей. Хотя очевидно, что организаторы терактов рассчитывали как раз на это.
Направив двух женщин-смертниц на концерт под открытым небом, в толпу подвыпившей молодежи, они скорее всего планировали произвести эффект не столько самими взрывами сравнительно маломощных (по масштабам чеченского терроризма) бомб, а ожидавшимся после этого грандиозным повторением Ходынки. Однако наблюдатели, включая даже самых ярых критиков российской милиции, сразу признали профессионализм руководства ГУВД Москвы, проявленный в этой драматической ситуации. Не испугавшись обвинений в цинизме, милиционеры сделали все возможное, чтобы собственно у сцены -- где из-за грохота нескольких десятков звуковых колонок общей мощностью 196 киловатт взрывы слышны не были -- никто не узнал о том, что всего в нескольких сотнях метров десятки бригад «Скорой помощи» развозят людей по моргам и больницам. Более того, именно милиция настояла на продолжении концерта до самого вечера -- чтобы можно было спокойно и организованно проводить эвакуацию зрителей.
Кстати, такой сугубо прагматический подход -- возможно, и неожиданно для самих властей -- вызвал и определенную линию «политического поведения». Будто прогремевшие взрывы не столь уж страшное и принципиальное событие, чтобы из-за этого идти на поводу у террористов и ломать привычный ритм жизни. Причем руководство Москвы в лице мэра Юрия Лужкова такой посыл решило использовать «по полной программе», также не побоявшись показаться чересчур циничным. Прибыв на место взрывов вместе с руководителями спецслужб, г-н Лужков заслушал доклад следственной группы, дал несколько интервью с резкой оценкой происшедшего, после чего спокойно уехал в «Лужники» участвовать в фестивале пива. Пресс-секретарь столичного мэра Сергей Цой при этом особо подчеркнул, что из-за ЧП в Тушине г-н Лужков не стал отменять другие массовые мероприятия, потому что «легче всего отменять праздники». «Мы не можем останавливать жизнь, -- заявил г-н Цой, -- не будем пасовать перед лицом терроризма и его угрозами».
Вместе с тем федеральные власти, спецслужбы и даже мировое сообщество не решились признать субботние взрывы «дежурным» происшествием. Глава ФСБ Николай Патрушев срочно прервал рабочую поездку по Приволжскому федеральному округу и вылетел в Москву. В Тушино лично руководить действиями подчиненных прибыли глава МВД Борис Грызлов и глава МЧС Сергей Шойгу. Президент Путин сразу затребовал доклады от всех силовиков и отменил намеченное на воскресенье азиатское турне. Уже вечером в воскресенье руководство МВД объявило, что весь личный состав министерства по всей стране переводится на усиленный вариант несения службы и в ближайшие дни будет проведен новый «комплекс антитеррористических мероприятий, которые могут непосредственно затронуть интересы многих граждан». Причем МВД специально попросило россиян «проявить терпение и понимание к необходимости подобных действий». Судя по всему, милиция и другие спецслужбы планируют вновь начать массовые проверки документов и «жилого сектора» в поисках «террористического подполья», обеспечившего приезд в Москву террористов, -- как после октябрьской трагедии на Дубровке.
Одновременно в адрес российских властей поступили послания от лидеров практически всех ведущих мировых держав (откликнулись даже прибалтийские страны, которые до недавнего времени к «чеченской проблеме» относились не совсем однозначно) с выражением соболезнований и категорической оценкой трагедии в Тушине как терактов, которые «не могут иметь никаких оправданий».
Что же касается самой Чечни, то сегодня уже ясно: сепаратисты окончательно сделали ставку на использование в качестве основной «ударной силы» террористов-камикадзе. Спецслужбы еще весной сообщали, что Шамиль Басаев якобы сформировал специальную бригаду «Риядус-Салихийна» («Черные вдовы»), в которую вошло более 30 женщин-смертниц. А в мае и июне они провели серию крупных диверсий (взрывы в селе Знаменское, под Гудермесом, подрыв автобуса с военнослужащими в Моздоке), счет жертв которым пошел уже на сотни. Позднее глава ФСБ Николай Патрушев публично заговорил о возможности «палестинского сценария» развития «чеченской проблемы» (назвав его, правда, тогда маловероятным), который «мы не должны допустить». Взрывы в Тушине показывают, что из «маловероятного» такой вариант уже превратился в «вероятный», в том числе непосредственно для Москвы.
Виктор ПАУКОВ