|
|
N°121, 07 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
неделя -сатаров-нечаев
Георгий САТАРОВ, президент политологического фонда «ИНДЕМ»:
-- Важнейшим событием недели остается ситуация вокруг ЮКОСа. Я считаю, что это одно из неосторожных действий властей, которое может привести к непредвиденным последствиям. Что именно это будет -- предсказать трудно, но в том, что эти последствия не будут совпадать с ожиданиями власти, я уверен на сто процентов. Это удар по экономике, удар по политическим партиям, спонсируемым Ходорковским, это удар в конечном счете по самой власти. Потому что когда власть глупа, она сама не видит последствий того, что делает, она просто не умеет считать больше чем на один ход вперед. Причиной этого являются несколько неадекватные представления власти о роли и функциях бизнеса в обществе, а также о своих собственных возможностях и функциях. Но есть тут и тактический ход -- подготовка к выборам. Однако я не думаю, что здесь главная цель -- ближайшие выборы, скорее всего имеется в виду более серьезная мишень -- 2008 год, когда будет определяться наследник Владимира Путина.
В ближайшую неделю, как мне кажется, власть вспомнит о том, что она живет в стеклянном доме. Ведь удар нанесен не только по Ходорковскому, а по всем крупным предпринимателям. На такой эффект рассчитывала власть, так это и понял бизнес. Может обнаружиться какой-то неожиданный компромат на высокопоставленных представителей власти, а потом они бросятся договариваться. Забьют стрелку, как теперь принято говорить, и будут искать компромиссные варианты.
Андрей НЕЧАЕВ, президент Российской финансовой корпорации:
-- Очень важное событие прошедшей недели, которое, может быть, не так уж затрагивает макроэкономику, но зато затрагивает несколько десятков миллионов людей, -- это вступление в действие с 1 июля закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Это начало принципиально нового для России рынка, объем которого потенциально составляет до 2 млрд долларов. Конечно, это абсолютно цивилизованная процедура, которая существует во всех развитых странах, и мы должны к этому идти, так как страхование существенно защищает автовладельцев. Но, как всегда, дьявол в деталях, и тут очень много вопросов. Например, на мой взгляд, не очень рационально установлены тарифы. Совершенно непонятно, почему за машины большей мощности нужно платить больше, хотя, как правило, это более современные импортные машины, у которых и тормоза лучше, и вообще они не очень аварийны. А если автомобилем пользуется несколько человек, как быть? Но самое главное -- как будут страховые компании выплачивать эту компенсацию, должен ли будет человек проходить всю процедуру определения виновного, ведь это теперь определяет не ГИБДД, а суд. Словом, вопрос в том, направлена ли эта система на то, чтобы облегчить жизнь автовладельцев, или все это превратится в очередной побор.
Следующая неделя, может быть, принесет первый опыт работы закона об автогражданской ответственности. Безусловно, какие-то выводы можно будет делать уже в первые дни. Как поведет себя ГИБДД, которая уже сейчас не имеет права штрафовать людей? Насколько страховые компании справятся с потоком клиентов, который сейчас появится? Ведь известно, что во многих компаниях сейчас еще нет бланков полисов и госзнаков. А поскольку аварии на дорогах будут происходить, то появятся прецеденты применения закона на практике. Интересно будет посмотреть, как получится с компенсацией. Вначале будет больше вопросов, чем ответов, возможны конфликты. Важно, чтобы эта болезнь роста не стала хронической.
Записала Наталья РОЖКОВА