|
|
N°121, 07 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прощание с «макаровым»
Ему на смену в силовые структуры пришли новые пистолеты
На вооружение российских силовых структур начали поступать новые пистолеты. Причем в отличие от прошлых лет, когда и армейские офицеры, и милиционеры служили с пистолетом «макаров», теперь армия, спецслужбы и правоохранительные органы получат каждый свое, «персональное» личное оружие.
Министерство обороны заключило контракт с Ижевским заводом на создание нового пистолета еще в 1993 году. Требования заказчиком были предъявлены насколько простые, настолько и сложные: простота, надежность, соответствие современному бою. Конструктор завода Владимир Ярыгин на свой 9-мм пистолет, получивший аббревиатуру ПЯ, потратил больше семи лет. Испытания показали: вместимость магазина ПЯ (18 патронов) и высокие баллистические характеристики позволяют создать, как записано в акте полигонных испытаний, необходимую плотность огня на расстоянии большем, чем у многих современных пистолетов.
И действительно, признано, что ПЯ превосходит аналоги, изготовленные в таких «пистолетных державах», как США, Италия, Великобритания, Канада и Германия. Детище Ярыгина относится к классу «парабеллум» (в переводе с латинского «готовься к войне»), пробивает бронежилет повышенного класса защиты и предназначен для ближнего боя.
Название еще одной новинки -- пистолета ГШ-18 -- не имеет отношения к аббревиатуре, за которой часто скрывается Генеральный штаб. Оно происходит от фамилий его создателей, Василия Грязева и Аркадия Шипунова. Оба академики и профессора, они больше известны как конструкторы большинства стоящих на вооружении высокоскорострельных авиапушек. Число «18» обозначает емкость магазина.
ГШ был разработан в Тульском КБ приборостроения в конце 90-х годов. Он также относится к классу «парабеллум», однако имеет пулю весом всего 4,2 г (в отличие от привычных 9 г) с очень высокой начальной скоростью (600 м/сек) и сердечником из термоупроченной стали. На ГШ положили глаз правоохранительные органы. Впрочем, эксперты говорят о нем как об интересном, но не выдающемся оружии. А его создателям Грязеву и Шипунову советуют продолжать заниматься пушками.
На смену пистолету Стечкина, активно применяемому спецслужбами, пришел пистолет, имеющий (видимо, как и полагается в такого рода подразделениях) несколько имен: «Гюрза», «Вектор» и СР. В результате доработок и исправлений получился 9-мм самозарядный пистолет Сердюкова (СПС). Петр Сердюков и его помощник и соавтор Игорь Беляев подчеркивают, что название пистолета не имеет никакого отношения к известному политическому союзу.
Новизна этого изделия -- в используемой пуле с оголенным сердечником и плоской головной частью. Такая пуля пробивает с 70 м головку блока цилиндров автомобиля. Бойцов подразделений специального назначения очень привлекли два автоматических предохранителя. Один из них -- сзади на пистолетной рукоятке -- отключается при охвате рукой. Второй -- на спусковом крючке -- выключается, когда стрелок нажимает на этот самый курок. Эти приспособления экономят спецназовцам драгоценные секунды. Кроме того, в стрессовой ситуации некоторые забывают снимать пистолет с предохранителя.
Поступление нового оружия, что в последние годы случается крайне редко, безусловно, радует людей в погонах. Но есть и скептики, которые считают, что «выброс» сразу трех пистолетов привел к ненужной конкуренции. Даже СССР, щедрый на закупку вооружений, не позволял себе столь роскошного жеста.
Так или иначе, пришло время прощания с ПМ -- пистолетом Макарова, признанным наряду с «браунингом», «вальтером», «береттой» и «астрой констэйбл» лучшим пистолетом ХХ века. Его более чем 50-летняя история подошла к концу.
Николай ПОРОСКОВ