|
|
N°121, 07 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выход голого сторожа на сцену
В Карловых Варах проходит 38-й международный кинофестиваль
С 4 по 12 июля в Карловых Варах (Чехия) в очередной раз проходит одно из самых приятных и неамбициозных кинособытий в Восточной Европе -- Карловарский международный кинофестиваль. Он далеко не самый представительный по качеству фильмов, но каким-то непостижимым образом -- быть может, в силу одного географического положения -- дает почувствовать культурную температуру в центре Европы и в спокойной, уютной обстановке разобраться, что же все-таки происходит сегодня в кино.
Как известно, Карловарский фестиваль относится к почетной категории «А», а стало быть, показывает в конкурсе только фильмы, ранее не участвовавшие в других международных конкурсах. Это рождает неизбежные проблемы, хорошо знакомые нам по фестивалю московскому. Режиссерских имен мирового уровня в нынешнем конкурсе почти нет -- исключение составляет разве что кореец Ким Ки-Дук («Остров», «Плохой парень»), достаточно плодовитый для того, чтобы обеспечить своей продукцией не только фестивали первого ряда (Берлин, Венеция), но и более скромные форумы (его «Реальный вымысел» два года назад был в конкурсе в Москве). В Карловых Варах режиссер представит новую работу «Береговой охранник» -- безумную одиссею свихнувшегося пограничника с фирменными кимкидуковскими сценами комическо-жестокого насилия. Это один из основных претендентов на главный приз -- «Хрустальный глобус».
Что по-настоящему удается главным восточноевропейским фестивалям в последние пару лет, так это перехватывать для конкурса удачные российские картины. Очевидные удачи Москвы -- прошлогодняя «Кукушка» Александра Рогожкина и нынешний «Коктебель» дебютантов Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова. Карловым Варам не меньше повезло в прошлом году с «Годом дьявола» Петра Зеленки -- режиссера, которого вполне справедливо именуют «чешским Джимом Джармушом» (именно «Году дьявола» вручило главный приз карловарское жюри под председательством одного из самых авторитетных кинокритиков мира Роджера Эберта). В этом году выбор чешского фильма для конкурсной программы также кажется идеальным: это ностальгическая комедия режиссера Яна Хржебейка «Пупендо», рассказывающая о жизни двух пражских семей в начале 80-х. Говоря о советском прошлом, Хржебейк не акцентирует внимание на трагических событиях. Нет в фильме ни пражской весны, ни танков на пражских улицах (в конце концов во время оккупации режиссеру еще и года не исполнилось). Объектом его пристального и остроумного внимания становится именно поздний застой, когда усталая власть еще скалит зубы (по сюжету, талантливый скульптор, сыгранный замечательным актером Болеславом Поливкой, отказывается сотрудничать с властями и вынужден зарабатывать на жизнь, ваяя копилки в форме пышных задниц), но уже понятно, что не укусит, а если укусит, то, даст бог, не больно. По настроению этот сочный, смешной, фактурный фильм похож на первый солнечный денек в марте: вроде еще мороз, но уже можно гулять, влюбляться, рассказывать анекдоты, выпивать с друзьями, а впереди еще целая вечность весны.
От России в конкурсе заявлена «Бабуся» Лидии Бобровой -- чувствительная и, по мнению многих, чересчур конъюнктурная история о неблагодарности бесчувственного молодого поколения к добросердечной деревенской бабушке. В секции «К Востоку от Запада» покажут «Коктебель», «Кавказскую рулетку», «Змея» и короткометражку «Охота на зайцев». Пока трудно сказать, как воспримут «Бабусю» в Карловых Варах. Напомним только, что российские картины в карловарском конкурсе в последнее время не жаловали: реакция на «Дневник его жены» Алексея Учителя была как минимум сдержанной, а «Звезда» Николая Лебедева вызвала у некоторой части публики прямо-таки священную ненависть -- чехам не понравилась открыточная героизации советского прошлого.
Но главным подарком для киноманов станут, возможно, даже не сами картины, а фестивальные заставки, сделанные в этом году Петром Зеленкой: в этих абсурдных и трогательных минифильмах рассказывается история старого сторожа, который по ночам раздевается догола и танцует на пустой театральной сцене...
Алексей МЕДВЕДЕВ