|
|
N°120, 04 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Четвертое дело ЮКОСа
Представители Генпрокуратуры вчера объявили, что ими расследуется еще одно -- уже четвертое по счету -- дело, связанное с компанией ЮКОС. По имеющейся информации, речь идет о совершенных еще в 1998--1999 годах двух покушениях на главу представительства австрийской нефтяной компании «Ист Петролеум Хандельсгез» (ИПХ) Евгения Рыбина. За этими преступлениями, по версии прокуратуры, скрывался конфликт, возникший между компанией Рыбина и ЮКОСом, который якобы отказался исполнять договорные обязательства. Первое нападение на Евгения Рыбина было совершено 24 ноября 1998 года. На улице Удальцова киллер открыл по нему огонь из автомата, но бизнесмен успел спрятаться за машиной, и пули прошли мимо. Произошло это в тот момент, когда г-н Рыбин выходил из подъезда дома, где проживал вице-президент компании ЮКОС-ЕР Леонид Филимонов, с которым он и встречался. Второй раз Рыбина пытались устранить в марте 1999 года у его загородного дома в Подмосковье. На обочине дороги, ведущей к особняку коммерсанта в селе Николо-Хованское, преступники заложили мощную мину, а сами засели рядом в окопе с автоматами и гранатометами. Но и тогда счастливая случайность спасла г-на Рыбина. Задержавшись у родственников, он отправил домой пустую машину с охраной. Тогда погибли водитель и два милиционера-охранника. Вся информация, связанная с покушением, была немедленно засекречена, сам же Евгений Рыбин попытки его физического устранения напрямую связал с конфликтной ситуацией, сложившейся у него с топ-менеджерами ЮКОСа.
Еще в середине 90-х годов ИПХ заключила контракт о поставке нефти с предприятием «Томскнефть», входящим в Восточную нефтяную компанию (ВНК). В 1997 году ЮКОС приобрел контрольный пакет акций ВНК, после чего отгрузка нефти для ИПХ была прекращена. Компания г-на Рыбина начала нести убытки, из чего и развился конфликт, поскольку ЮКОС, по сути, отказывался исполнять договорные обязательства перед ИПХ. Впрочем, в ходе проведенного тогда расследования претензии к ЮКОСу или его представителям в связи с покушениями на г-на Рыбина так и не были выдвинуты. За исполнение покушения на представителя ИПХ был арестован и позже осужден на 11 лет колонии бывший десантник Евгений Решетников. Сам он вину отрицал, но на основании собранных улик и показаний суд признал, что Решетников исполнял «заказ» не установленных лиц.
Впрочем, на процессе сам г-н Рыбин прямо заявил, что, по его убеждению, за покушениями на него стояли именно менеджеры ЮКОСа. При этом он привел такие доводы: «устранить» его пытались как раз в тот период, когда ИПХ подала иски к ЮКОСу в Международный арбитражный и Гаагский суды. Кроме того, незадолго до покушений сотрудники службы безопасности ЮКОСа, по утверждению г-на Рыбина на суде, организовали за ним слежку, незаконно проникли в квартиру его родителей и наводили о нем справки в милиции.
Вновь той историей Генпрокуратура заинтересовалась в мае нынешнего года в связи с появлением в деле «вновь открывшихся обстоятельств». Что это именно за обстоятельства, пока не сообщается, но расследование о попытках убийства г-на Рыбина было возобновлено.
Сергей МИТРОХИН, заместитель председателя партии «Яблоко»:
-- Велика возможность того, что мы имеем дело с политическим заказом. Последствия этого задержания могут быть самыми неблагоприятными для страны. Уже упали акции самого ЮКОСа. Пострадают и другие российские компании. Становится очевидно: в России нет стабильности для функционирования бизнеса. ЮКОС является одной из самых прозрачных и крупных компаний в стране, и именно в отношении его решили вспомнить историю с приватизацией. Такой избирательный подход вызывает большие сомнения. Конечно, не будет восстановлена справедливость. Самые преступные приватизаторы будут преуспевать, а те, кто решил работать честно и прозрачно, -- преследоваться. Нельзя исключать, что задержание связано с политическими амбициями Ходорковского. Или у кого-то есть определенные экономические интересы. Для «Яблока» эта история не будет иметь неприятных последствий, поскольку она никак с нами не связана.
Борис НАДЕЖДИН, первый заместитель руководителя фракции СПС в Госдуме:
-- Конечно, то, что эти старые дела всплыли сейчас, выглядит странно. Нашли какой-то скелет в шкафу. Очень похоже на дело оборотней, такое ощущение, что это какая-то кампания. Но я очень сомневаюсь, что можно всерьез наехать на ЮКОС, потому что это компания публичная, открытая. Сами дела, конечно, не связаны с предвыборной кампанией, они относятся к периоду, когда не было ни ЮКОСа, ни СПС. Но что за этим стоит, можно только догадываться. В принципе вероятность связи есть. Многие, кто комментирует последние события, одной строкой вспоминают Лебедева, Ходорковского, и СПС с «Яблоком», которые он финансировал. По крайней мере в публичном пространстве все выглядит так, как если бы это было связано.
Илья ПОНОМАРЕВ, руководитель информационно-аналитического центра ЦК КПРФ:
-- Как известно, мы отрицаем спекуляции относительно того, что ЮКОС нас финансирует. Я считаю, что и разговоры о финансировании партий, отдельные факты финансирования и последние события -- следствие экономической борьбы вокруг ЮКОСа. Он, что называется, слишком далеко оторвался от всех остальных крупных компаний. Вдобавок к своему экономическому влиянию ЮКОС решил приобрести адекватное политическое влияние. Соответственно крупные финансово-промышленные группы объединяются, чтобы осадить своего слишком удачливого конкурента. Основной целью является расстройство сделки по объединению ЮКОСа и «Сибнефти», за которую отвечал Платон Лебедев. Последние события, включая и дело «оборотней», демонстрируют нам возврат времен передела собственности 1993--1994 годов. Прокатилась новая волна заказных убийств. Сейчас убивают бизнесменов, и в тех же масштабах, что и тогда.
Записала Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА
Александр ШВАРЕВ, Ярослав ЗОРИН