|
|
N°120, 04 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наступательный маркетинг
Россия продвигает свое оружие в ЮАР
Россия намерена завоевывать новые рынки вооружений. Очередным объектом вожделений нашего ОПК стала Южная Африка. Это подтвердил прибывший вчера в ЮАР глава делегации Госдумы генерал армии Андрей Николаев. Он заявил, что тема военно-технического сотрудничества станет в ходе визита одной из главных.
Африканский рынок вооружений был утрачен нами после распада СССР. ФГУП «Рособоронэкспорт», приняв сразу после своего образования концепцию активного и наступательного маркетинга, не оставило вниманием и Черный континент. Заметно активизировалось сотрудничество с традиционными импортерами российского оружия -- Анголой, Эфиопией, Камеруном и некоторыми другими. В первую очередь это касается различных степеней модернизации самого массового в Африке фронтового истребителя МиГ-21 и поставленных с начала 80-х годов более чем 700 вертолетов (в том числе 150 ударных).
Но все это не что иное, как возвращение утраченного. По-настоящему новым рынком может стать Южно-Африканская Республика. Пока Россия приходила в себя в начале 90-х годов прошлого века, крупные оружейные фирмы Европы приобрели пакеты акций компаний южноафриканского ВПК. В результате произведенные в ЮАР гаубицы и бронетранспортеры, средства обнаружения и уничтожения мин получили признание в мире. Претория сегодня в некотором смысле конкурент России в Индии.
Но времена меняются. В 1995 году между Россией и ЮАР было подписано соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Потом потянулись переговоры о закупках единичных образцов ПЗРК «Игла», радиолокационных станций «Кредо» и «Фара», прорабатывались программы в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых гаубиц, систем управления огнем танков, оснащению вертолетов вооружением. Однако до серьезных контрактов дело так и не дошло.
В последнее время российский ОПК активно продвигает несколько совместных с ЮАР проектов. Среди них модернизация истребителей-бомбардировщиков «Мираж F-1», после чего их боевая эффективность выросла в четыре раза. Самолет оснащен российским двигателем РД-33 и высокоточным оружием, но южноафриканской электроникой. Как показал маркетинг, этот проект имеет значительный рыночный потенциал и может быть реализован в других странах, имеющих на вооружении «Миражи». Успешно развиваются такие направления, как адаптация российских авиационных ракет на стоящие на вооружении южноафриканской армии самолеты Gripen и Hawk, совместное создание оптических приборов и средств спутниковой связи. Военные корпорации ЮАР готовы сотрудничать в области создания средств защиты бронетехники.
По данным источника газеты «Время новостей» в Лиге содействия оборонным предприятиям, ЮАР (как, впрочем, и несколько других африканских государств) имеет весьма серьезные виды на российский легкий многоцелевой вертолет «Ансат», который может использоваться для борьбы с бронированной техникой, а также на хорошо зарекомендовавшие себя российские средства ПВО. Тем более что российская сторона априори предлагает и не денежные формы расчетов, в том числе оплату встречными поставками товаров традиционного африканского экспорта, а также квотами на разработку минеральных ресурсов и морепродуктов.
Представители «Рособоронэкспорта» уже заявляли о планах открытия в ЮАР своего представительства -- шестого на африканском континенте. В ходе нынешнего визита российских думцев планируется обсудить вопрос о создании совместного с компанией Denel Aviation центра по ремонту и обслуживанию вертолетов семейства «Ми».
После опубликования в начале этого года в ежегоднике Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) сведений о том, что Россия в 2002 году признана ведущим экспортером вооружений в мире, на долю которой пришлось 36% всех военных поставок, представители комитета по ВТС сделали поправку: мы все же вторые. Вполне возможно, что с расширением африканского рынка для российского оружия поправку делать не придется.
Николай ПОРОСКОВ