Время новостей
     N°116, 01 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.09.2000
Каждое лыко в строку
Западные СМИ видят в увольнении Владимира Васильева руку Владимира Путина
Большой театр -- одно из немногих российских культурных учреждений, о котором на Западе достаточно хорошо известно. Поэтому не удивительно, что, невзирая на переизбыток сведений из августовской России, все информационные агентства и ведущие западные газеты сообщили об увольнении Владимира Васильева.

Западные СМИ далеки от того, чтобы анализировать проблемы прославленной сцены и вообще российской культуры. Большой театр рассматривается в первую очередь как стратегически важный политический объект, а смена системы управления в нем -- как еще один повод поговорить о загадочной фигуре Владимира Путина. Ведь все, что происходит в России, делается одним человеком. А посему заголовки газет упорно твердят заветное имя: «Путин вновь утверждает власть над Большим» (CNN), «Путин вызволяет Большой из плена гниения» (Electronic Telegraph), «Путин выгоняет провалившееся руководство Большого» (The Times), «Путин обошелся с Большим по-большевистски» (Glasgow Herald), «Путин очищает сцену для возрождения Большого» (Guardian).

Как несложно заметить, отклики делятся на два типа: одни считают российского президента строгим, но справедливым, в то время как другие готовы во всяком его поступке видеть лишь волюнтаризм человека из КГБ. Впрочем, иногда эти две модальности соединяются. «Вчера Путин попытался исправить свою подмоченную репутацию человека действий, уволив дирекцию еще одного угасающего символа России, Большого театра. Господин Путин редко проявляет интерес к высокому искусству, но его вмешательство в дела Большого театра согласуются с его целью усиления дисциплины и обновления обветшавшей инфраструктуры страны», -- написала во вторник Electronic Telegraph. CNN, полностью переписав вполне нейтральный текст из Associated Press, украшает его фотографией российского президента с мрачной подписью: «Путин берет под свой контроль многие сферы общества». Язвительная Glasgow Herald вспоминает об экономической стороне дела, не преминув также увязать ее с самым известным российским именем: «Предстоящий ремонт низвергнет Большой театр в долги, и для Путина сей факт не будет поводом для приятного румянца и антраша вокруг Кремля».

Михаил Швыдкой, который, похоже, сыграл в этой истории главную роль, для западных журналистов -- фигура гораздо менее заманчивая. Его часто цитируют (как самого многословного), но слова его никак не комментируют.

Зато неравнодушна осталась западная пресса к изгнанному руководителю Большого. Сочувствия тут не наблюдается. Все издания говорят о том, что изгнанный Владимир Васильев не удовлетворял требованиям художественного руководителя и был всегда порицаем за низкий художественный уровень постановок: в частности, CNN и The Assosiated Press с болью в сердце вспоминают препарированное им «Лебединое озеро». The Financial Times особое место удаляет взаимоотношениям театра с ЮНЕСКО и государственными организациями, финансировавшими Большой: в статье говорится о бесследно пропадавших деньгах, которые должны были пойти на реконструкцию здания. В пример Большому театру и его бывшим руководителям ставится, естественно, Мариинка, которая с приходом Валерия Гергиева быстро заняла положение лидера оперного искусства в стране. Как ни странно, меньше всего внимания удостоился новый руководитель Большого Анатолий Иксанов. Хотя, казалось бы, такая тема: петербуржец, никому не известный, энергичный, внезапно сделавший головокружительную карьеру. Аналогии сами собой напрашиваются. Можно было бы еще раз вспомнить Путина.

Екатерина БИРЮКОВА, Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ