|
|
N°120, 04 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Иранская революция на коротком поводке
Почему отпущена из французской тюрьмы Мариам Раджави
Иранская оппозиция торжествует. Мариам Раджави, одна из лидеров организации «Моджахеды иранского народа» (ОМИН), задержанная французскими властями после облавы в штаб-квартире организации 17 июня, выходит на свободу. Таково решение французского судьи, демонстративно проигнорировавшего рекомендации прокурора, намеревавшегося продлить срок пребывания «солнца иранской революции» в женской тюрьме «Флери-Мерожис». Правда, для освобождения мадам Раджави, провозглашенной ее сторонниками «будущим президентом Ирана», предстоит внести залог в 80 тысяч евро. Но это вряд ли составит трудность для ОМИН. Напомню, в ходе спецоперации под кодовым названием «Тео», проведенной в одном из районов Парижа силами безопасности, в сейфах и чуланах иранских оппозиционеров (они добиваются установления в Иране более светского режима) было найдено более 8 млн долларов и евро.
Сворачивают спальные мешки изможденные активисты, объявившие голодную забастовку у решетки поместья в Овер-сюр-Уаз под Парижем, где расположилась штаб-квартира «моджахедов». Кружатся под синкопы восточной музыки темноглазые женщины в черных платках на головах, пребывающие в восторженном трансе. Много дней не брившиеся мужчины с лицами сказочных дивов расстилают по асфальту перед входом во владение лидера ОМИН красный ковер. Кажется, стоит только появиться на горизонте лимузину с Мариам -- и сотни людей, собравшихся со всей Европы в Овер-сюр-Уаз, вообще впадут в нирвану!
«Весь мир хорошо знает, что речь не о террористической организации, -- заявил журналистам мэтр Леклер, адвокат Мариам Раджави. -- «Моджахеды» не совершили ни одного теракта во Франции. Если действия ими и предпринимались, то они были направлены против иранской тирании». Но выслать Раджави и К° в Иран, как того требовали в Тегеране, Париж не мог, опасаясь новой волны самосожжений в прямом телевизионном эфире, болезненно воспринятых французским общественным мнением. А продолжать содержать за решеткой Мариам (она к тому же не просто активистка, но и супруга шефа ОМИН Масуда Раджави) и ее десять ближайших соратников -- себе дороже. Тем более прямого состава преступления в их действиях нет. В Париже выбрали компромисс: дескать, пусть пока «солнце иранской революции» сияет на свободе, но под ежедневным контролем полиции, на коротком поводке.
Петр РОЗВАРИН, Париж