Время новостей
     N°120, 04 июля 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.07.2003
Не слушали подчиненных
НАСА меняет ключевых менеджеров в программе полетов шаттлов
Американское агентство по аэронавтике и освоению космического пространства, похоже, нашло первых претендентов на роль «стрелочников», которым придется в той или иной степени нести ответственность за катастрофу шаттла Columbia 1 февраля. Несмотря на то что официальное расследование обстоятельств трагедии, унесшей жизни семи членов экипажа, еще продолжается, руководители НАСА уже начали кадровые чистки. Во всяком случае именно в этом ключе трактуются последние перестановки в подразделениях агентства, отвечающих за наземное сопровождение полетов космических челноков.

Вчера, в частности, было объявлено о переводе на новую должность главного инженера программы шаттлов космического центра имени Джонсона Ральфа Ро. Хотя г-н Ро и считается высококлассным специалистом и знатоком челноков (ранее от отвечал за их запуск на космодроме имени Кеннеди), нынешний руководитель программы Уильям Парсонс подписал постановление о его направлении в подразделение, не связанное с этим проектом. Как ожидается, в ближайшее время на другую работу будут переведены еще два ключевых менеджера проекта, отвечавших за управление последним полетом шаттла Columbia, -- Линда Хам и Ламберт Остин.

В такой ситуации в несколько ином свете выглядит и недавняя отставка «по собственному желанию» бывшего руководителя программы полетов кораблей многоразового использования Рона Диттмора. Сам он утверждал, что это решение не связано с катастрофой, -- мол, просто хочется сменить госслужбу на работу в частной компании. И в НАСА эту версию не опровергали, пытаясь сохранить репутацию столь уважаемого специалиста. Однако сейчас в американской прессе появилась информация о том, что во время полета Columbia ключевые менеджеры допустили ряд серьезных просчетов. Не исключено, что утечка информации из комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы была тактическим ходом руководства НАСА, однако в любом случае речь не идет о подтасовке фактов: менеджеры действительно нарушали предписания инструкций. В частности, комиссия по расследованию располагает данными об отсутствии Диттмора и Ро на рабочих местах в ответственные моменты полета, о том, что совещания руководителей полета проводились реже, чем требовалось, и, что самое главное, на них не уделялось должного внимания анализу происшествия во время старта Columbia -- когда обломок обшивки топливного бака повредил термозащиту левого крыла челнока. Сегодня именно этот инцидент эксперты считают главной причиной катастрофы, и, как выясняется, предупреждения о серьезности повреждений рядовые инженеры неоднократно посылали своим руководителям.

Впрочем, обвинений в халатности увольняемым сотрудникам пока никто не предъявляет. Официальные лица в НАСА объясняют кадровые перестановки желанием предугадать возможные рекомендации комиссии по расследованию катастрофы. Однако глава комиссии адмирал Гарольд Геман уже заявил, что считает главной проблемой недостатки в самой системе управления полетами. По его словам, нужно менять не столько конкретных менеджеров, сколько саму процедуру работы команды, отвечающей за полеты шаттлов.

Олег ВОЛКОВ