Второй день
скандала вокруг крупнейшей российской нефтяной компании завершился новым скандалом: вечером стало известно, что глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и бывший зампред правления компании, а ныне ректор РГГУ Леонид Невзлин вызваны в Генпрокуратуру для дачи свидетельских показаний. Сегодня следователи будут допрашивать их по делу о выводе активов мурманского АО «Апатит», в рамках которого в среду был задержан Платон Лебедев, председатель совета директоров МФО «Менатеп» и совладелец ЮКОСа. Причем к трем уже известным «делам ЮКОСа» вчера
прибавилось еще одно, так что вопросы следователей могут выйти далеко за пределы «апатитового» дела.
Басманный суд Москвы вчера поздно вечером после почти 6-часового разбирательства выдал санкцию на арест председателя совета директоров ЗАО МФО «Менатеп» и одного из совладельцев компании ЮКОС Платона Лебедева, задержанного накануне следователями Генпрокуратуры по делу в хищении еще в 1994-96 годах акций АО «Апатит». Чуть ранее ему предъявили и официальные обвинения. Однако, завершился первый «судный» ближайшего соратника Михаила Ходорковского скандалом. Защитники г-на Лебедева в конце концов заявили, что обе процедуры - и предъявления обвинения, и ареста - прошли с грубыми нарушениями закона.
По словам адвоката Евгения Бару, днем следователи вызвали его клиента и сообщили, что собираются ознакомить с постановлением о предъявлении обвинения. Г-н Лебедев, по словам защитника, на это заявил, что плохо себя чувствует (задержан накануне бизнесмен был в больничной палате), не может адекватно воспринимать происходящее, не понимают сути выдвигаемых к нему претензий, и поэтому отказался подписывать какие-либо документы. Тем не менее, следователи оформили бумаги без подписи обвиняемого, решив для себя, что процедура завершена. По предварительной информации, прокуратура инкриминирует г-ну Лебедеву три статьи УК - хищение путем мошенничества в крупном размере, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и неисполнение судебного решения. Г-н Бару же вчера заявил, что он и его клиент считают, что обвинение так и не было предъявлено.
В таком же духе в суде прошло и заседание по выбору г-ну Лебедеву меры пресечения. Назначено оно было на 16.00, но адвокаты бизнесмена в суд опоздали - по их утверждению, по уважительной причине. Судья же и сторона обвинения, прождав полчаса, решили защитников не дожидаться и начали рассмотрение вопроса об аресте г-на Лебедева - на чем настаивало следствие - без адвокатов. О чем шла речь в зале суда, в результате, осталось не известно, но около 10.30 было вынесено решение оставить бизнесмена за решеткой.
Судя по биржевым котировкам ЮКОС за вчерашний день подешевел на 6%, или на 2 миллиарда долларов. В этой «цене» еще не были учтены приглашения на допрос гг. Ходорковскому и Невзлину. Другие итоги вчерашнего дня - задержанный в среду Платон Лебедев так и не вышел из СИЗО в Лефортово.
Комментарии главы ЮКОСа Михаила Ходорковского вчера были подчеркнуто сдержанными и не содержали «политики». Утром он появился на приеме в американском посольстве по случаю Дня независимости США, но на вопросы журналистов отвечал не слишком активно. Чуть позже информационные агентства распространили его официальное заявление: «Я в ближайшее время не собираюсь покидать Россию. Сегодня я должен был ехать на переговоры в Лондон, но решил остаться. Единственное, куда я могу поехать, так это в Томск на заседание правления ЮКОСа». Кроме того, он счел необходимым подтвердить, что сделка по слиянию ЮКОСа с «Сибнефтью», которая должна быть завершена до конца года, не отменяется: «Я проконсультировался с партнерами, и мы решили, что никаких оснований для приостановки нет, и она будет продолжена». Впрочем, Платона Лебедева партнеры отстранили от исполнения одной из главных его обязанностей -- голосования акциями от имени основных акционеров ЮКОСа. «На его место встал Юрий Голубев (независимый директор компании. -
Ред.), и он управляет акциями от основных акционеров», -- сказал г-н Ходорковский.
Реакцию рынков на события вокруг ЮКОСа можно считать почти хладнокровной: 6-процентный спад отражает скорее эмоциональную, чем осознанную реакцию. К тому же, как заметил корреспонденту газеты «Время новостей» источник в одном из международных инвестиционных банков, «эмоциям» поддались больше российские участники рынка, чем иностранные. Более того: как считает банкир, у ЮКОСа не должно возникнуть проблем и с предполагаемым размещением евробондов на 1 млрд долл.
Российское бизнес-сообщество выжидает. РСПП, который прежде «заступался» за Владимира Гусинского и Якова Голдовского, а также выражал озабоченность похищением Сергея Кукуры, вчера был увлечен российско-румынским сотрудничеством (в Москву прибыл президент Румынии Ион Илиеску). Ситуацию прокомментировал лишь вице-президент «профсоюза олигархов» Игорь Юргенс, который, по сообщению Интерфакса, «не исключил», что задержание г-на Лебедева можно рассматривать как политическое давление на Михаила Ходорковского. Г-н Юргенс подчеркнул, что «не хотел бы говорить, что создался антиходорковский заговор в администрации президента» и сомневается, что «лично Ходорковский является самым центральным звеном создавшейся ситуации». Между тем, стоит вспомнить, что арест Якова Голдовского олигархи в письме Владимиру Устинову оценили так: «Действия правоохранительных органов по отношению к руководителям компании СИБУР воспринимаются российским и зарубежным бизнес-сообществом как неадекватные, несопоставимые со степенью той угрозы, которая исходит от задержанных менеджеров».
Легко понять, чем продиктовано нынешнее молчание бизнеса. Если еще недавно многие из крупнейших предпринимателей полагали, что итоги приватизации или «грехи» периода первоначального накопления уже стали в глазах властей частью истории, то «дело ЮКОСа» мгновенно отрезвило их. В такой ситуации стремление к какой-либо «публичности» пропадает почти автоматически.
При этом все они помнят, как собирались деньги на предыдущие предвыборные кампании и как разные околовластные группировки формировали свои «фонды». У всех сохранилось в памяти и открытое столкновение группировок в 1996 году - скандальное задержание «коробки из-под ксерокса» и последовавшая за этим отставка Коржакова, Барсукова и их «духовного отца» Сосковца.
Противоборствующие центры сил вокруг президента Путина сформировались не сейчас, но на старте предвыборной кампании они должны были активизироваться. Вполне возможно, что «дело ЮКОСа» (вытащенное, как всем очевидно, из старых сундуков и готовившееся не один месяц) и стало наиболее ярким проявлением этой активности.