|
|
N°120, 04 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Исторический вывих Берлускони
Окончание. Начало на стр. 1
«Неприемлемыми» сочли слова Берлускони в адрес германского парламентария и в Берлине, где неудачную шутку итальянского премьера называют не иначе как «вывих». В четверг канцлер ФРГ Гельмут Шредер начал свое выступление в бундестаге с требования извинений от своего итальянского коллеги, а МИД Германии и Италии со среды вели энергичные переговоры по дипломатическому урегулированию конфликта. Президент бундестага Вольфганг Тирзе выступил вчера в «Утреннем журнале» общественно-правового телеканала ARD с осуждением «шутки» Берлускони: «Никакому демократическому политику не может быть дозволено сравнивать другого демократического политика с нацистом».
Немцы, правда, действуют осторожно, «дипломатически-приглушенно». Стоит отметить, что посол Италии Сильвио Фаджиоло был вызван в ведомство федерального канцлера, а не в МИД, как это принято в международной практике.
Итальянская дипломатия пытается убедить Германию, что ответ их премьера, как сказал вчера и сам Берлускони, «не имел целью оскорбить немецкий народ». А сам Берлускони пообещал переговорить с канцлером по телефону, не уточняя, впрочем, о чем.
Показательно, что в подобные истории Сильвио Берлускони вляпывается не впервые. Так, спустя две недели после знаменательного 11 сентября 2001 года он уже навлек на себя общественное возмущение после выступления в Берлине. Тогда он сказал: «Наша цивилизация превосходит ислам. Мы должны отдавать себе отчет в превосходстве нашей цивилизации, которая состоит из ценностей и принципов, принесших широкое благосостояние для всех». И далее: «У нас уважаются права человека, а также религиозные и политические права, чего с определенностью нет в исламских странах. У нас существует понимание многообразия и терпимости». В ответ на эту словесную атаку генсек Лиги арабских государств египтянин Амр Муса назвал заявление Берлускони «расистским».
Берлускони тогда заявил, что это были отдельные фразы, вырванные из общего контекста, и что его, в конце концов, не так поняли. Однако за Сильвио и без того уже укрепился устойчивый имидж политика, который высокомерно говорит все, что ему вздумается.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Станислав ЛЮБИМОВ, Юрий ШПАКОВ, Берлин