|
|
N°23, 09 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
О, родитель!
Чтобы не ошибиться со школой, надо узнать ответы на несколько вопросов
Начиная с марта и до самого августа знакомые и друзья обращаются ко мне с одним и тем же вопросом: посоветуй, как выбрать школу. Для каждого совет оказывается индивидуальным, поскольку дети разные, районы Москвы тоже отличаются своей образовательной ситуацией. Но есть нечто общее, что может помочь родителю будущего первоклассника. Во-первых, существует минимальная обойма вопросов, ответы на которые надо непременно выяснить до того, как писать заявление о приеме в школу. И, во-вторых, задавать эти вопросы нужно не только директору интересующей школы, но и родителям ее учеников и, по возможности, выпускникам. Тогда картина, часть которой проясняется уже при первом осмотре учебного заведения, будет наиболее полной.
Как это выглядит?
Понятно, что разочарование может наступить уже на подступах к школьному двору. Школа начинается не с пресловутой вешалки, а со старшеклассников, курящих около ее забора. Но с выводами о нравах, царящих в стенах этого учебного заведения, торопиться не надо -- сейчас такую картину в столичных микрорайонах можно наблюдать практически повсеместно. Следующий этап -- это охранник, от которого, понятно, никто при трудоустройстве педагогической подготовки не требовал. Порой даже обмен фразами может показать, готова ли нервная система этого человека, мимо которого неизбежно будет ходить ваш ребенок, к постоянному контакту с детьми.
Короткой экскурсии по этажам, туалетам, буфету и раздевалке в принципе должно хватить, чтобы понять все и об уровне дисциплины школьников и учителей, и о пробивных способностях директора. Но окончательное решение лучше отложить до тех пор, пока не появится уверенность в том, что в школе есть нечто большее, чем внешний лоск. Что, к примеру, компьютерный класс постоянно действует, а не является музеем современных технологий.
Сколько учителей работает с классом?
Для ученика начальной школы нет предметного деления мира, мир он познает через авторитетного взрослого, и чаще всего это школьный учитель. Таким образом, картина мира обретает свою целостность через конкретного человека. Дома первоклассник часто повторяет "мы так всегда делаем" или "учительница так сказала". Непререкаемость учителя не должна раздражать нормального родителя, поскольку ребенок именно так учится соответствовать социальным или культурным нормам. Если родитель и ребенок совместно доверяют учителю -- это важная веха в деле образования.
Но сегодня можно столкнуться с начальными школами, в которых с классом работает до шести специалистов-предметников. Соглашаясь на такой вариант, нужно учитывать вероятные последствия. Как правило, это содержательная разрозненность, проблемы с дисциплиной. Музыка или английский язык могут запросто уйти на второй план лишь потому, что классная руководительница не поет и по-английски не говорит.
Возраст или репутация?
Свои плюсы и минусы есть у каждого учителя начальной школы. Начинающий учитель обычно делится с детьми инициативой, предоставляя им возможность принимать ответственные решения. Молодой учитель ориентирован не столько на результат, сколько на процесс -- это тот случай, когда неопытность может сослужить хорошую службу в деле обретения детьми положительного жизненного опыта. Иногда говорят, что самый благоприятный профессиональный возраст для учителя -- это второй набор. Учитель видит свои ошибки при работе с первенцами, но педагогические находки еще не формализовались. Обычно второй выпуск -- самый запоминающийся для учителя начальных классов и изобилует успехами.
Но, с другой стороны, учитель со стажем уже обладает определенной репутацией, и о результатах его работы судить проще. Во всяком случае можно поговорить с родителями его выпускников или поспрашивать классного руководителя, взявшего его выпуск после начальной школы.
Сколько детей в классе?
Если детей в классе человек шесть, это еще не значит, что ребенок будет обучаться интенсивнее, чем при двадцати восьми. Все зависит от профессионализма учителя. А вот выбор отношений при малом количестве одноклассников крайне ограничен, как ограничено и количество точек зрения при дискуссии. Как ни парадоксально, в школьных стенах обучает не только учитель, но и одноклассники. Конечно, Аристотель при личном общении многому научил Александра Македонского, но в наших школах аристотели не работают.
Нужно добавить, что у учеников 1--4-го классов присутствует дух соревновательности, они ищут повода для состязания практически во всех видах деятельности, и это не столько связано с развитым самолюбием, сколько с естественным ходом человеческой жизни. Для этого нужны ровесники.
Кто преподает иностранный язык?
В школе уже хорошо понимают, что родителей сегодня иностранный язык интересует не меньше, а подчас даже больше, чем чистый буфет и дисциплина на переменах. Но соответствовать общественной конъюнктуре удается не всегда -- профессионалы, как известно, в школу идут работать редко, и особенно в начальную.
Оценить уровень подготовки преподавателя иностранного иногда может даже родитель, сам не владеющий языками. Что вообще такое иностранный язык в начальной школе? Это игра, пение, театр, яркие и интересные пособия. Узнать, как обстоит с этим дело в конкретной школе, не так сложно. Труднее выяснить, соответствует ли количество предусмотренных программой часов реально отведенному на предмет времени. Ведь бывает так, что берется программа, рассчитанная на три урока в неделю, а реально ей отводится лишь один или два.
СЕРГЕЙ ПЛАХОТНИКОВ, руководитель детского образовательного центра "А"