|
|
N°23, 09 февраля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Компетенция первоклассника
Выбирая для ребенка школу, нужно понимать, что учиться в ней ему должно быть комфортно, он должен понять, что может учиться. Причем может без особой помощи со стороны взрослых. В начальной школе у ребенка должна быть завышенная самооценка, постоянное ощущение успеха. Ведь начинается его собственная жизнь, рабочая жизнь, в которой он должен чувствовать себя компетентным. Иначе желания учиться у него не будет.
Традиционно в начальной школе очень много разных навыков, которые необходимо освоить, -- чтение, счет, письмо. Но в последнее десятилетие программа перегружена и многими дополнительными курсами -- логики, риторики, информатики и другими, что приводит к перегрузке, с которой способны справиться не все дети.
Проблема компетентности и комфортности для ребенка в школе накладывает больше ответственности на родителей, чем на учителей. Когда ребенок проходит тестирование, иногда родителям советуют, что не стоит отдавать ребенка в эту школу. А родители настаивают и говорят, что они приложат все усилия, чтобы их сын или дочь смогли тут учиться. Очень важно, чтобы ребенок не только поступил в школу после обширной и всесторонней подготовки, но чтобы он и дальше смог там учиться. Когда в школу приходит ребенок, владеющий родным языком, живым умом и уверенностью, что у него все получится, он будет учиться гораздо лучше того ребенка, который будет подготовлен в течение последних 2--3 лет, но с большим для себя надрывом и трудностями.
Когда родители очень рано ставят перед ребенком сверхзадачи, ребенок пугается этого, начинает бояться сделать ошибку, у него появляются комплексы. А систематическая помощь репетиторов не только создает их, но и лишает навыка учиться самостоятельно. Нет ничего плохого в том, что ребенку помогают, а плохо то, что это становится необходимостью.
Так что надо выбирать школу не по родительским амбициям, в надежде, что ребенок потянет, а по способностям ребенка. Конечно, очень хотелось бы, чтобы наши дети были всесторонне развиты. Но в то же время важно понимать, что у них есть еще так называемая своя жизнь и свое время, в которое они прекрасно развиваются и учатся себя организовывать, развивают свой интерес. Если же все время ребенка будет расписано по часам другими, то в среднем подростковом возрасте и в старших классах мы столкнемся с тем, что такой ребенок не умеет организовывать свое время. Получается, что в средних и старших классах ребенок уже привык, что он не учится сам, а родители к этому времени уже устают. Это никому не приносит пользы.
СОФЬЯ ЛУЦКОВСКАЯ, кандидат психологических наук