|
|
N°119, 03 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В чем прокуроры подозревают ЮКОС
Задержанный вчера председатель совета директоров ЗАО МФО «Менатеп» Платон Лебедев подозревается в мошенничестве при покупке акций мурманского предприятия «Апатит».
История с покупкой акций «Апатита» (крупного предприятия по выработке сырья для изготовления минеральных удобрений) тянется уже почти 10 лет. В 1994 году на инвестиционном конкурсе 20% акций этого предприятия за 415,8 млн рублей купила фирма «Волна», за которой стоял «Менатеп». В то время в банке уже работал Платон Лебедев, и именно он курировал эту сделку. Согласно условиям конкурса, помимо покупки акций,»Волна» должна была инвестировать в «Апатит» 283 млн долларов. Как позже заявила администрация Мурманской области, деньги эти так и не были получены, и потребовала через суд от «Волны» вернуть акции. Однако к тому времени «Волна», как выяснилось, продала их другим структурам, подконтрольным «Менатепу». Этой эпопеей в разное время занимались разные структуры -- от правительства до прокуратуры и ФСБ, но до сих пор до громких арестов и разоблачений дело не доходило. До вчерашнего дня казалось, что эта тема исчерпана.
Второе дело ЮКОСа -- о выводе активов Восточной нефтяной компании (ВНК) -- тоже уже расследуется не первый год. В 1997 году ЮКОС купил на аукционе 54% акций ВНК (36,8% остались у государства), а управлять компанией было поручено ЗАО «Роспром», которое возглавлял Василий Шахновский. Он выписал доверенность на право подписания договоров от имени ВНК Рамилю Бурганову, управляющему «дочки» ЮКОСа -- компании ЮКОС-ЭП. Последний без единогласного решения совета директоров передал акции основных «дочек» ВНК, в том числе «Томскнефти», трем офшорным фирмам. Взамен ВНК поступили векселя некоего загадочного ЗАО «Фрегат». Все это следователи расценили как вывод активов компании и возбудили уголовное дело, а Бурганова объявили в розыск. В мае уже этого года г-н Бурганов через Бабушкинский суд добился признания незаконными как своего преследования, так и вообще возбуждения уголовного дела о выводе активов. Однако теперь Мосгорсуд это решение отменил.
И наконец, начальник отдела СБ «ЮКОСа» Алексей Пичугин подозревается в покушении на Ольгу Костину. Г-жа Костина некоторое время работала в центре общественных связей «Менатепа», а потом перешла в мэрию. В 1998 году она со скандалом была уволена и с этого поста, а вскоре у дверей ее квартиры раздался мощный взрыв. По версии следствия, сразу после того, как г-жа Костина оставила свой пост, она стала якобы очень много рассказывать нехорошего о своих начальниках как из мэрии, так и из «Менатепа». Тогда, как считает прокуратура, проучить женщину взялся Алексей Пичугин. Для этого он обратился к своим давним приятелям -- супругам Сергею и Ольге Гориным из Тамбова, котроые нашли исполнителей, организовавших взрыв. Однако взамен Сергей Горин стал настойчиво требовать от Пичугина устроить свою жену на работу в «ЮКОС». Получив отказ, тамбовчанин стал шантажировать своего приятеля. В ноябре 2002 года Горины исчезли, а в их гараже были обнаружены следы крови. По версии следствия, устав от угроз, Пичугин просто разобрался с неугодными супругами. Арестован он был на прошлой неделе.
Александр Шварев