В планах России и Белоруссии подписать пакет соглашений о валютном союзе появляются все новые сроки. Вчера премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что он будет подписан не позднее середины сентября. Так глава правительства отреагировал на решение Александра Лукашенко отложить введение безналичного российского рубля в Белоруссии. Вопреки жесткой риторике Минска Белый дом старается не драматизировать ситуацию. А председатель Центрального банка Сергей Игнатьев вчера затруднился сказать, как решение белорусского руководства отразится на валютном союзе.
Указ о введении российского рубля для безналичных расчетов Александр Лукашенко должен был подписать 1 июля, однако
этого не произошло. К тому же осталось неясным, долго ли этот указ будет дорабатываться и будет ли он предшествовать подписанию соглашений, согласно которым единым платежным средством на территории союза станет российский рубль. Неделю назад глава белорусского Нацбанка Петр Прокопович говорил, что на их согласование уйдет 10--14 дней, а вчера Александр Лукашенко сообщил о необходимости доработать «последние нюансы договора». Теперь ясно, что на нюансы может уйти еще два месяца, в течение которых Москва готова ждать.
По словам Михаила Касьянова, во второй половине августа пакет соглашений будет обсуждаться на совете министров союзного государства в Минске, в конце месяца они будут утверждены правительствами России и Белоруссии, и не позднее середины сентября -- подписаны руководством обоих государств. В Белом доме считают документы в целом согласованными, однако, как отметил премьер, «они требуют серьезного осмысления и в России, и в Белоруссии». И хотя Михаил Касьянов признает, что озабоченность по поводу будущего валютной интеграции с Белоруссией в правительстве есть, премьер сохраняет оптимизм: «Серьезных оснований говорить о серьезных разногласиях у нас нет... Мы рассчитываем, что (белорусские. --
Ред.) коллеги идут в этом направлении».
Комментируя отсрочку по введению безналичного рубля, глава правительства заявил: «Это была не наша инициатива, это была инициатива Национального банка Белоруссии, и если это откладывается, то это решение белорусских властей». «В принципе мы об этом знали, но с нами никто это решение не согласовывал», -- пояснил вчера председатель Центрального банка России Сергей Игнатьев. В отличие от Михаила Касьянова руководство ЦБ не столь оптимистично. Так, глава ЦБ в разговоре с Интерфаксом не стал оценивать последствия отсрочки для валютной интеграции: «Я не могу прогнозировать, как ситуация будет развиваться дальше».
Реплика Сергея Игнатьева показательна. Несмотря на внешний оптимизм Москвы, можно предположить: если валютный договор не будет готов к сентябрю, введение наличного российского рубля в Белоруссии с 2005 года будет маловероятным. Тем более что еще в начале года в российском правительстве ждали от белорусского руководства положительных решений по этому документу к маю-июню.
Между тем в отношениях Москвы и Минска остается нерешенной проблема приватизации «Белтрансгаза». Согласно межправительственным соглашениям белорусский газовый монополист после преобразования в акционерное общество должен быть приватизирован частично в интересах «Газпрома». К 1 июля Минск должен был представить «Газпрому» официальные предложения по приватизации, однако этого до сих пор сделано не было, причем в полемику по условиям продажи компании включился Александр Лукашенко. Вчера Михаил Касьянов признал, что переговоры идут «тяжело», и поэтому правительство намерено выводить консультации с Белоруссией сначала на уровень Министерства энергетики, а затем на уровень правительства.