Нерасторопность МПС при реализации российско-литовских договоренностей о безвизовом транзите привела к тому, что десятки людей были сняты с калининградских поездов на приграничной станции Кена. Первого июля Литва
не пропустила более 60 человек, второго числа из-за отсутствия новых транзитных разрешений (УПДЖД) из поездов Харьков--Калининград и Минск--Калининград были высажены еще как минимум 33 гражданина России (в том числе группа из 22 детей). Причины те же -- в кассах продавали билеты, не проверяя наличие у пассажиров разрешений на транзит.
МПС смогло обеспечить более-менее бесперебойную работу нового транзитного порядка лишь в Москве, Петербурге и Калининграде. Однако процесс получения УПДЖД на периферии застопорился: большинство пассажиров, остановленных литовцами на границе, ехали из российской провинции или стран СНГ. Кстати, именно поезда, едущие в Калининград из Минска или Севастополя, станут главной головной болью для МПС. Ведь соглашение с Вильнюсом заключила лишь Россия, а Украина и Белоруссия к нему не присоединились. И хотя в Харькове можно без проблем купить билет в Калининград, местный кассир пока просто не может передать данные пассажира в литовское посольство. Об этой проблеме в процессе подготовки к новым правилам транзита, похоже, просто запамятовали.
Глава МПС Геннадий Фадеев, которому пришлось объяснять причины провала собственного ведомства, пообещал, что в кассах все-таки будет введен единый порядок продажи билетов на Калининград, а кассиров ждет строгий инструктаж. В самой Кене будет открыто представительство министерства, которое будет решать возникающие проблемы. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Однако в мгновение ока исправить ситуацию вряд ли удастся и, по-видимому, в ближайшие несколько недель ежедневно с белорусско-литовской границы будут приходить сообщения об очередных снятых с поезда россиянах. С этой точкой зрения согласен и спецпредставитель российского президента по Калининградской области Дмитрий Рогозин. По его словам, «калининградский транзит -- это новая технология, и обязательно в ней поначалу будут какие-то трещины и притирки», а «все шероховатости этой системы» будут выправлены через две-три недели. Он также предложил МПС пока прекратить продажу россиянам билетов на Калининград в кассах, расположенных за пределами страны.
Беспорядок, творящийся с новым транзитным порядком, не по душе и литовской стороне. Стоит отметить, что наши западные соседи свои обязанности выполняют практически безупречно и охотно «входят в положение». Глава МВД Литвы Виргилиюс Буловас даже счел «нормальным» начало действия нового механизма. А посол Литвы в России Римантас Шидлаускас заявил, что на каждом поезде, следующем через Литву, будут находиться два консульских работника, которые будут решать возникающие проблемы. Но все эти усилия будут иметь смысл только в том случае, если МПС все же сможет научить не только столичных, но и челябинских кассиров проверять УПДЖД перед продажей билета. Иначе где-нибудь на белорусской станции рядом с литовской границей придется строить специальный лагерь для временного содержания высаженных с поездов российских пассажиров.