|
|
N°119, 03 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Джаз не джаз -- решайте без нас
Дайана Кролл выступила в Московской консерватории
«Скоро к нам приедет Дайана Кролл», -- говорили люди шоу-бизнеса. И уточняли: «Она самая известная джазовая певица». -- «Фу!!!» -- говорили в ответ московские джазовые критики. И уточняли: «Да она никакая певица, и тем более не джазовая!»
Мнения насчет «роли Дайаны Кролл в современном джазе» расходятся. Одно несомненно: она действительно самая известная певица, исполняющая джазовый репертуар. И то, что ее диски расходятся практически «попсовыми» тиражами, факт, который трудно оспорить. Все остальное -- дело вкуса. Тем более что даже те, кто считает Дайану сильно переоцененной, не могут отказать ей в умении отлично играть на фоно и петь своеобразным голосом -- проникновенным и с хрипотцой.
Разумеется, в судьбе и творчестве Дайаны Кролл велика роль раскрутки, везения, настойчивости. Альбом 1999 года When I Look in Your Eyes получил «Гремми» в номинации «Лучший джазовый вокал». Кроме того, он был выдвинут и по общей номинации «Альбом года», а такого с джазовыми пластинками не случалось как минимум четверть века. Понятное дело, в современном джазе есть навалом других, более «крутых» вокалисток с оригинальными музыкальными идеями (Кассандра Уилсон, Патришия Барбер, Дайана Ривз... да кто угодно). Но с другой стороны, явно существует «социальный заказ» именно на такую певицу -- поющую стилизованный эстрадный джаз, наследующую таким образом великую традицию Американской Песни, Great American Songbook: мюзиклы, довоенный Голливуд, Гершвин, Роджерс и Харт и так далее, и тому подобное. И что плохого, если есть кому тихим голосом петь «непошлое». Тем более что их, пожалуй, не так много, а из новичков последних лет так вообще одна -- Нора Джонс.
Опять же я ничего плохого не вижу в том, что в Москве джазовый концерт (а исполняется стандартный джазовый репертуар) становится массовым событием и на него набивается народу полная консерватория. Глазам пришедших сцена консерватории предстала в несколько необычном виде: железная конструкция (ферма) с прожекторами, дым-машина с легким дымком и инструменты джазового «комбо»: рояль, гитара, контрабас, ударные. Подзвученные, само собой. С Дайаной приехал постоянный аккомпанирующий состав: гитарист Энтони Уилсон, барабанщик Джеффри Хэмилтон, басист Пол Келлер. Певица вышла на сцену в совершенно обыденном наряде: голубые джинсы, кожаная курточка без воротника, распущенные белые волосы -- симпатичная тетечка с летящей походкой и несколько стервозным выражением лица (слушательниц с таким имиджем в тот вечер было полконсерватории). Когда музыканты начали играть, все спекуляции на тему «она продает лицо» забылись как не к месту рассказанный анекдот. Потому что аура Дайаны Кролл -- это диво. Она совершенно не «показывает голос», но с таким тембром можно объявлять остановки в метро, и люди будут таять. Консерваторская публика сидела затаив дыхание и разражалась аплодисментами после каждой песни. Песни опять-таки узнавались всеми буквально с первых двух тактов. За полтора часа прозвучали многие «стандарты»: East Of The Sun (And West Of The Moon), вещи из репертуара Ната «Кинга» Коула, Джордж Гершвин (S'Wonderful), а также песня соотечественницы Дайаны, канадской блюз-роковой певицы Джонни Митчелл. Все достаточно предсказуемо, красиво, интеллигентно и аккуратно.
Концерт Дайаны Кролл посетило изрядное количество российских джазовых знаменитостей. В том числе Анатолий Кролл. Патриарх советского джаза и канадская певица не родственники. Но Анатолий, как ни странно, большой поклонник Дайаны. Он считает ее музыку человечной. И с этим нельзя не согласиться. А джаз не джаз -- вопрос увлекательной внутрицеховой полемики критиков, которая тому самому пресловутому «широкому слушателю» совсем не интересна.
Подпись к фото:
Лицо Дайаны Кролл столь же просто и приятно, как и ее исполнение
Александр БЕЛЯЕВ