|
|
N°121, 07 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Товарищ Вечность
«Терминатор-3: Восстание машин» на экранах Москвы
Тучи над городом встали, в воздухе пахнет грозой... Это может означать только одно: синие молнии и треск статического электричества снова возвестили миру о явлении культуриста с нейтронным аккумулятором вместо сердца. Спустя десять лет после того, как силами железного мужчины был отменен Судный день, компьютеры всей планеты оккупировал непобедимый вирус. Генерал Брюстер (Дэвид Эндрюс) из сверхсекретного подразделения «Икс» занес палец над кнопкой, приводящей в действие злополучную систему «Скайнет». А за выросшим Джоном Коннором (Ник Сталь), который после смерти матери ночует на свалках, помаленьку хакерствует и плотно сидит на лекарствах для домашних животных, начинает охоту Терминатрица модели Т-Х (Кристанна Локен) -- неуничтожимая нанотехнологическая валькирия, умеющая абсолютно все. Но пока в мире не перевелись еще солнцезащитные очки, помповые ружья и мотоциклы «Харлей-Дэвидсон», наши продержатся. Как минимум до финальных титров.
Супердевушке Кристанне Локен в роли Т-Х хватило трех фраз, чтобы отныне и навеки войти в истории мирового кино: «Классная тачка», «Классная пушка» и «Где Джон Коннор?» В принципе рецензия тоже должна была бы ими ограничиться. Все остальное не более чем мимика и жесты, выражающие степень крайнего и неуемного восторга. «Терминатор-3» -- фильм, с которым были связаны очень большие надежды. Его ждали именно что с замиранием сердца, и даже на глазах набирающие крутизну рекламные ролики не могли затушить подлый уголек сомнения, киборговским красным зрачком помигивающий где-то внутри: а ну как обманут, а ну как подсунут вместо заведомого шедевра миллениума очередную виртуальную погремушку? С самых первых кадров, с самого шрифта, каким в начале набрано длинное имя Шварценеггера, становится ясно: не обманули! Режиссер Джонатан Мостоу, которого было принято честить не более чем кэмероновским зицпредседателем, умудрился вжиться в чужой миф так, как будто именно он, а не Кэмерон четверть века назад и придумал Терминатора. Новобранцы Ник Сталь и Клер Дейнс (играющая дочь генерала Брюстера и -- в перспективе -- жену Джона Коннора) прекрасно понимают значимость момента и привлекают к себе минимум внимания. Потому что главные на этом празднике жизни и смерти все равно не они, а два механических одиночества -- Т-Х и Т-101. Арнольд и Кристанна. Самая гармоничная экранная пара со времен Богарта и Бергман в «Касабланке» -- во всяком случае так кажется сейчас, когда в мозгах еще остывает гром победы. Все фигуры речи, аллюзии и каламбуры меркнут перед фразой, давно табуированной в мало-мальски пристойном критическом тексте: «Это надо видеть». Но здесь штамп уместен как никогда: ЭТО действительно нужно видеть. Желательно не один раз. Потому что пересказать, как Шварценеггер летает над хайвеем, прицепившись к подъемному крану; как он таранит своим непробиваемым лбом офисные перегородки; наконец, как Т-Х выходит в чем матрица родила из витрины бутика, невозможно. Не придумали еще таких слов.
Несмотря на то что Судный день оказался все-таки не отменен, а всего лишь отложен, и машины из ядерного пепла трех миллиардов землян все-таки восстанут, третий «Терминатор» дает нешуточную надежду. Есть еще фильмы, на которые имеет смысл ходить два, три, сорок три раза подряд, и не испытывать ни усталости, ни разочарования. Торопитесь посмотреть этот фильм столько раз, сколько его покажут в ближайшем мультиплексе. Ведь в отличие от Терминатора жизнь дается человеку один раз. И в ней всегда есть место подвигу.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ