|
|
N°119, 03 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Noga не прошла
Французский суд защитил российские самолеты
В апелляционном суде высшей инстанции парижского пригорода Бобиньи вчера оглашено решение по делу о попытке ареста российских истребителей по иску компании Noga на авиакосмическом салоне в Ле Бурже в 2001 году. Трибунал признал недействительным иск Noga к руководству парижского аэропорта. Суть иска состояла в обвинении десяти физических лиц и двух французских фирм в умышленном создании препятствий исполнению юридических постановлений.
Представители фирмы не скрывают намерения продолжить разбирательство в следующей арбитражной инстанции. Российская сторона испытала вчера не только моральное, но материальное удовлетворение. Суд, отвергнув претензии Noga, еще и обязал ее выплатить символическую компенсацию двум российским авиастроительным фирмам: АВПК «Сухой» и РСК «МиГ» -- по 1 тыс. евро, а также 3 тыс. евро Российской Федерации в целом на покрытие судебных издержек. Тем не менее причастные к конфликту российские официальные лица опасаются, что он еще не исчерпан.
Напомним подробности этого многолетнего конфликта. Нессим Гаон активно занимался бизнесом, учредил по свету огромное количество фирм, главной из которых стала обосновавшаяся на престижной набережной Роны в Женеве Noga d'Importation et d'Exportation. С первых лет перестройки у Noga установились исключительно хорошие, можно сказать близкие, отношения с руководящими структурами СССР. Для примера: когда Михаилу Горбачеву потребовалось срочно поехать в Израиль, Нессим Гаон предоставил ему свой личный самолет (сейчас, кстати, проданный за долги). Дружба с нашей страной продолжилась и при Борисе Ельцине.
Всего по договорам с правительствами СССР, РСФСР и России Noga поставила продовольствия, химических продуктов и кредитов на сумму более 1 млрд долл. До поры до времени расчет производился нефтепродуктами, а потом прекратился. "На самом деле у правительства России не было долгов перед "Ногой", -- утверждает Александр Шохин, бывший в начале 90-х годов вице-премьером России. Дескать, Гаон и К° прибегали к махинациям, и вообще поставок из Швейцарии было сделано всего на 570 млн долларов.
Но при получении кредитов тогдашнее правительство России пошло на беспрецедентный шаг: гарантировало выплату долгов госсобственностью, в том числе и за рубежом! В 1997 году Стокгольмский суд подтвердил, что долг России "Ноге" достигает 23 млн долл. Тех самых, которые -- по утверждениям Нессима Гаона -- выросли сегодня из-за процентов до 70 миллионов.
А значит, рассудило руководство швейцарской компании, надо накладывать арест на все российское имущество, оказавшееся за рубежом. Почему бы не на самолеты? Короче: два наших самолета были арестованы судебным исполнителем Ги Леклером на авиасалоне в 2001 году. Однако, пока несуетливый стряпчий кочевал по различным кабинетам администраторов аэродрома, российские истребители получили воздушный коридор и благополучно подались к родным пенатам. Отсюда и суть иска Noga: "похищение объектов, подвергнутых судебному аресту".
Но, как сказал во время прошлогоднего слушания иска, возбужденного против организаторов авиасалона, прокурор Жан-Луи Вуарен, представлявший на процессе французское государство: "Самолеты МиГ и "Сухой" были военными машинами и не могли быть арестованы представителями Noga. У этих частных лиц не было правительственного разрешения на обладание или хранение военной техники. Кроме того, в момент ареста оба самолета юридически находились не на французской территории, а в специальной таможенной зоне, созданной на время проведения салона в Ле Бурже". Из той же логики исходил трибунал в Бобиньи, оглашая 2 июля свой последний вердикт. Его, впрочем, все равно оспаривают юристы Noga.
"Никаких комментариев не будет, -- заявил "Времени новостей" сразу после оглашения постановления суда мэтр Антуан Шатен, один из адвокатов швейцарской фирмы. -- Noga возобновляет свой иск из-за несоблюдения трибуналом процессуальных норм".
Пресс-секретарь «Росавиакосмоса» Сергей Горбунов вчера назвал это решение "справедливым, но несколько запоздалым". Дело в том, что по сути суд отклонил иск Noga еще на своем предыдущем заседании 4 июня этого года. Но тогда оглашение вердикта было отложено. Не зная содержания этого документа, Россия побоялась направлять свои истребители для участия в авиасалоне в Ле Бурже 14--22 июня этого года. "Если бы это решение было обнародовано на месяц раньше, французские зрители и гости прошедшего авиасалона смогли бы полюбоваться великолепными образцами российской авиационной техники", -- считает Горбунов. Впрочем, глава «Росавиакосмоса» Юрий Коптев говорил в те дни газете «Время новостей», что даже при благоприятном для России исходе этого конкретного дела Noga всегда может инициировать новые иски против других объектов российской собственности за рубежом. Коптев считает, что опасность повторения событий в Ле Бурже 2001 года сохраняется на неопределенное время.
Вчера эту позицию поддержал пресс-секретарь АВПК «Сухой» Юрий Черваков. Он заявил ИТАР-ТАСС, что его фирма возобновит показ своей авиатехники на салонах в Ле Бурже только тогда, «когда будут сняты все проблемы с фирмой Noga».
Петр РОЗВАРИН, Париж