|
|
N°119, 03 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приднестровье рассчитается с Россией предприятиями
Вывоз российских вооружений из Приднестровья вновь приостановлен. Тираспольские власти не выпускают с территории региона воинские эшелоны, подготовленные к отправке в Россию, называя эту меру вынужденной. Так власти Приднестровья хотят привлечь внимание к своим обострившимся проблемам. Из-за экономической блокады со стороны Молдавии местные предприятия, сумевшие выжить в условиях рынка, на грани остановки. Тираспольское руководство свободно может передвигаться только по территории СНГ, въезд в страны ЕС и США ему запрещен. Воспользовавшись ситуацией, Кишинев пытается заставить Приднестровье войти в общий с Молдавией дом на условиях последней. Об этом корреспондент газеты «Время новостей» в Кишиневе Светлана ГАМОВА беседует с председателем Верховного совета Приднестровья Григорием МАРАКУЦЕЙ.
-- «Газпром» обещает с 1 августа уменьшить, а то и вовсе прекратить поставки газа в Приднестровье из-за большой задолженности. Говорят, вам предлагали отдать в счет долга акции ведущих приднестровских предприятий, таких как винно-коньячный завод «Квинт», текстильный комбинат «Тиротекс» и Молдавская ГРЭС?
-- «Газпром» имеет право на санкции. В последнее время мы, правда, увеличили размеры текущих платежей до 70%. Если бы не экономическая блокада, мы платили бы больше. Но цена 84 долл. за тысячу кубометров неподъемна ни для нас, ни для Кишинева. Верховный совет, который занимается вопросами собственности, готов рассмотреть вопрос о передаче части акций наших высоколиквидных предприятий «Газпрому», учитывая, что Россия является основным потребителем нашей продукции.
-- Скажите, Тирасполь действительно снова не пропускает российские военные эшелоны, которые вывозят оружие бывшей 14-й российской армии?
-- Да, мы действительно не пропускаем российские военные эшелоны, хотя ранее Верховный совет рекомендовал президенту Игорю Смирнову не только не препятствовать, но и способствовать вывозу российских вооружений. Есть проблема, которую мы должны решать с Министерством обороны России: оно обещало нам частичную компенсацию от вывоза в размере 100 млн долларов в счет нашего газового долга. Надеемся, это решится в ходе переговоров. Диктовать что-то России мы не должны и не можем.
-- Кишинев считает незаконной приватизацию в Приднестровье. В новой конституции, которую разрабатывают совместно Кишинев и Тирасполь, как-то оговариваются вопросы собственности?
-- Что касается собственности, то это собственность народа Приднестровья и никто иной не вправе на нее претендовать. Приднестровцы ведь не претендуют на то, что находиться, например, в Кишиневе. Никакая конституция пока не пишется. Ведутся дебаты, где проводить заседания совместной комиссии молдавского парламента и нашего Верховного совета. Кишинев настаивает, чтобы они проходили только на молдавской стороне. Впечатление такое, что Молдавии выгодно затягивать переговорный процесс, а заявленная будущая федерация нужна больше посредникам -- ОБСЕ, России и Украине.
-- А также Румынии. Евросоюз предлагает ей войти в число посредников.
-- Официально такой проект ЕС к нам не поступал. Но в 1992 году в Бендерах базировались военные наблюдатели России, Украины и Румынии. Тем не менее началась война, и нам же пришлось эвакуировать румынских представителей.
-- Отпугивает ли инвесторов заявление Кишинева о незаконности вашей приватизации?
-- В странах СНГ, где нет ничего подобного, наплыва инвесторов не наблюдается. Что же тогда говорить нам? Инвестиционный климат, естественно, не улучшается. Складывается впечатление, что Кишинев этого и добивается.
-- Так переговоры с Кишиневом идут или нет?
-- Встречи экспертов переговорами назвать нельзя. Молдавский президент Воронин заявляет, что за стол переговоров со Смирновым не сядет. На каком же тогда уровне договариваться? Я, например, готов встретиться с председателем молдавского парламента, если будет добрая воля Кишинева. Силой добиться ничего нельзя, в этом уже убедились.
-- А Кишинев искренне говорит о федерации?
-- Судя по заявлениям Воронина, да. Но действия молдавских властей дают повод в этом усомниться. Создается впечатление, что они хотят все вернуть на тот уровень, который был до 1990 года, чтобы только назвать все это федерацией.
-- Недавно Украина подписала с Молдавией таможенное соглашение и теперь не пропускает ваши грузы через границу. Положение тяжелое?
-- И раньше было нелегко, но Украина заявила, что не присоединяется к блокаде, которую нам устроил Кишинев. И товары у нас не контрабандные, как говорят в Молдавии. Металлопрокат, ткани, коньяк мы продаем в основном в Россию и на Украину. Мы неоднократно приглашали международных наблюдателей на свои таможенные посты, пусть смотрят, что уходит и что к нам завозится.
-- Молдавское правительство предложило приднестровским экономическим агентам зарегистрироваться в Кишиневе и даже обещало льготы при оформлении лицензий.
-- Суть этих обещаний сводится к взиманию налогов с приднестровских предприятий в свой бюджет. Потом эти деньги обещают вернуть Приднестровью, но понятно, что это всего лишь обещания. Доверия к Кишиневу у нас нет. Завод «Квинт» оформил лицензию в Кишиневе, но, несмотря на это, у него проблемы с отправкой грузов. Чем меньше коньяка вывезет «Квинт», тем больше продадут молдавские заводы. Кишинев намеренно создает препятствия, чтобы ухудшить экономическое положение Приднестровья.
Беседовала Светлана ГАМОВА