|
|
N°42, 12 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неисторический визит
Президент Хатами расскажет в Москве, где будет Иран через 10 лет
К прибывающему сегодня с официальным визитом в Москву президенту Ирана Мохаммаду Хатами в российской столице относятся с большим уважением. «Очень тонкий политик и чрезвычайно умный собеседник, знающий, где будет Иран через 10 лет», -- говорят о нем высокопоставленные кремлевские чиновники, имевшие честь общаться с г-ном Хатами раньше. И особо подчеркивают отличие сегодняшнего гостя от представителей консервативного крыла иранского руководства, «исламских аятолл с их изощренным византийством».
Тем не менее «историческим» первый визит в Россию светского руководителя исламского Ирана в Москве не называют. Не ждут от него и «прорывов»: как объясняют в Кремле, подобные определения не из лексики российского президента. Владимир Путин собирается вести с Мохаммадом Хатами прагматичный диалог. Они встретятся один на один сегодня сразу же по прибытии персидского гостя, а через несколько часов подпишут главные документы -- рамочный договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Россией и Ираном, а также совместное заявление по Каспию.
Готовятся, разумеется, и другие документы. Но, во-первых, их, к примеру протокол о долгосрочном экономическом сотрудничестве, подпишут не на столь высоком уровне, а во-вторых, о них в Кремле говорят глухо. Речь-то идет о военно-техническом сотрудничестве с Ираном, рамки которого теперь не ограничены устными российско-американскими договоренностями «Гор--Черномырдин». Москва, как известно, наказала Вашингтон за «излишнюю болтливость» на эту тему и с 1 января дезавуировала свои обязательства.
Тегеран всегда проявлял повышенный интерес к продукции российского ВПК. Малозамеченным прошел в начале марта визит делегации министерства обороны Ирана в Ижевск на машиностроительный завод «Купол», где производятся зенитно-ракетные комплексы ТОР-1М. Контракт иранцы еще не подписали, но им известно, что Греция в прошлом году выложила несколько сотен миллионов долларов за российские «ТОРы». Не исключено, что иранцы поинтересуются, не продаст ли им Москва и другие свои популярные комплексы ПВО -- С-300 или даже С-400. После англо-американских бомбардировок Ирака эти средства обороны, к удовольствию российского ВПК, пользуются повышенным спросом на Среднем Востоке.
Разумеется, российско-иранские интересы лежат не только в военно-технической области. «Газпром» участвует в освоении богатейших газовых месторождений Южного Парса. Только за два последних года компания вложила туда 320 млн долларов. Успешно «осваивают» Иран ЛУКОЙЛ и «Зарубежнефть»: с российским участием проектируются тепловые станции. Если удастся совместный российско-иранский проект по производству самолетов Ту-334-100, а у Тегерана кроме заинтересованности найдутся и средства, то это принесет в российскую казну до миллиарда долларов.
В Москве «серьезно и решительно» поговорят и о том, как бороться с талибами. Единственное, в чем Москва и Тегеран не находят пока общего языка, так это в том, как делить Каспий. В подписываемом сегодня «каспийском» заявлении отсутствуют все острые углы, такие, как требование Ирана делить море «по справедливости», на пять равных частей, или желание Тегерана запретить там военно-морскую деятельность, что, мягко говоря, не встречает поддержки Москвы.
Чтобы смягчить впечатление гостя от «каспийской» несговорчивости хозяев, россияне завтра вручат ему почетный диплом доктора философии МГУ, а послезавтра покажут в Санкт-Петербурге Мариинский балет и «Ижорские заводы». 15 марта г-н Хатами нанесет визит в столицу мусульманского анклава России -- Казань.
Аркадий ДУБНОВ