|
|
N°118, 02 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неглубокая могила
«Глубина» на экранах Москвы
1943 год. Американская подлодка «Тигровая акула», бороздящая соленый от крови атлантический бульон, принимает на борт уцелевших с потопленного транспорта союзников. В том числе медсестра (Оливия Уильямс), которая своей несомненной привлекательностью тут же напоминает команде о старой примете, что женщина на корабле -- беда похлеще прямого попадания немецкой торпеды. Неприятности не заставляют себя ждать, причем все они окрашены шагреневыми тонами бытовой мистики. Игла проигрывателя сама собой падает на пластинку с тогда еще не считавшимся ретро шлягером Бенни Гудмена в тот самый момент, когда подводники, затаив дыхание, пережидают, пока мимо пройдет немецкий крейсер; в пустых отсеках явственно чувствуется чье-то незримое присутствие, а из железного шкафчика капитанский каюты, грохоча костями и медалями, вываливается скелет предыдущего капитана, не так давно погибшего при весьма странных обстоятельствах. А прямо по ходу мешает проходу рогатая смерть.
Обстоятельства места и времени в фильме Дэвида Туи «Глубина» отчетливо рифмуются как минимум с двумя отличными фильмами последнего времени. С «Кораблем-призраком» Стива Бека, не без изящества перестроившего корабль в плавучий дом с привидениями, и только что показанным на ММКФ дебютом Майкла Басетта «Глядя смерти в лицо», где духи неожиданно просыпались в ремарковских окопах Западного фронта. Хотя обвинять создателей «Глубины» в плагиате резона нет: соавтор сценария и выдумщик оригинального сюжета Даррен Аранофски собирался снимать этот фильм еще в 1999 году, но в результате предпочел ему «Реквием по мечте». Впрочем, о привычном Аранофски в фильме напоминает разве что один из членов экипажа, конспиролог с пейсами, даже на глубине 600 футов находящий время для каббалистических вычислений. Но его знания так и остались в конечном итоге никому не нужными. А за мокрое дело вплотную взялся Туи -- один из знатных голливудских сценаристов, дебютировавший второй серией «Зубастиков» и написавший «Чернокнижника», «Беглеца», «Водный мир» и «Солдата Джейн». В своих режиссерских экспериментах («Прибытие» с Чарли Шином и «Черная дыра» с Вином Дизелем) Туи также раскрылся весьма оригинально. Ни тот ни другой фильмы нельзя назвать абсолютно удачными, но даровитость режиссера сомнений не вызывает. Кажется, еще чуть-чуть, еще самая малость -- и у него получится нечто совершенно невероятное. «Глубина» как раз и обещала стать таким прорывом. Однако «Тигровая акула» так и не ушла бесповоротно в пучину чистого ужаса, оставшись дрейфовать недалеко от поверхности. И воспринимается скорее как справно растянутый ремейк очередной серии из телевизионного альманаха пятидесятых-шестидесятых годов, вроде «Сумеречной зоны» или «Внешних пределов», в которых на сюжет подобного рода вполне хватало отведенной телепрограммой 40 минут.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ