Первые же сутки действия
соглашения об упрощенном порядке транзита российских граждан через территорию Литвы обернулись конфузом. Вчера утром на приграничной станции Кена с поезда Челябинск--Калининград литовские пограничники сняли 47 граждан России, не имевших ни литовских виз, ни новых бумаг под названием «упрощенный проездной документ для проезда по железной дороге» (УПДЖД). Их посадили на встречный поезд и отправили назад, в Белоруссию. Еще несколько человек по аналогичной причине были высажены с других транзитных поездов. В общей сложности из 864 человек, ехавших в первых четырех составах, 61 гражданину России было отказано в транзите.
Это досадное происшествие не переросло в очередной скандал лишь потому, что стало полной неожиданностью для обеих сторон. При этом у России не нашлось на сей раз даже формального повода для упреков -- литовцы, по словам директора департамента пограничной службы Альгимантаса Сонгайл, действовали строго в рамках соглашений. А виновники инцидента скорее всего находятся по эту сторону границы. Пресс-секретарь посольства Литвы в Москве Лютаврас Баужа в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» отметил, что «случившееся не является ошибкой литовской стороны, просто в документах пассажиров имело место несоответствие». А глава МВД Литвы Виргилиюс Буловас высказал упрек в адрес российских железнодорожников, которые плохо информируют своих пассажиров.
Известно, что отныне желающим попасть с «материка» в Калининградскую область нужно получить упомянутый проездной документ -- УПДЖД. После долгих переговоров литовскую сторону удалось уломать на крайне либеральный режим выдачи таких документов: при покупке транзитного билета кассир отсылает данные пассажира в литовское посольство. Там запрос должны обработать в течение 28 часов и дать добро на выдачу УПДЖД. Причем отказов пока практически нет: по данным газеты «Время новостей», на 20 тыс. билетов, проданных до Калининграда и обратно по новым правилам, пришелся лишь один негативный ответ -- у «отказника» уже были проблемы с законом в Литве.
В принципе проводники калининградских поездов должны были получить указание интересоваться наличием УПДЖД или визы у всех садящихся в вагон пассажиров и предупреждать их о том, что без этой бумаги Литва никого не пропустит. Однако с челябинским поездом произошел досадный сбой.
Железнодорожные власти, тем не менее, полагают, что с их стороны было сделано все, что нужно. «40 пассажиров челябинского поезда, являющихся жителями Калининградской области, просто ввели кассиров в заблуждение, -- заявил газете «Время новостей» пресс-секретарь дирекции пассажирских перевозок МПС Валерий Зудин. -- Все задержанные при покупке билетов в Челябинске давали письменное подтверждение, что у них есть документ, который дает право на транзит через литовскую республику, т.е. виза». Кроме того, представитель МПС посетовал, что кассир не имеет права требовать к предъявлению визу у пассажиров, поскольку это прямые обязанности пограничников. А железнодорожники могут лишь предупреждать о санкциях за проезд без транзитных документов, поэтому приходится верить пассажирам на слово. Не исключено, впрочем, что свою роль сыграл дефицит информации. Ведь если в Калининграде об ужесточении правил транзита напоминали все местные СМИ, то в других регионах России проблемами эксклава интересовались гораздо меньше.
Между тем спецпредставитель президента в этом регионе Дмитрий Рогозин намеревался лично протестировать новые транзитные правила и отправился утром 1 июля из Калининграда в Москву на фирменном поезде «Янтарь» в сопровождении своей супруги, а также главы представительства Еврокомиссии в России Ричарда Райта и спецпредставителя президента Литвы по проблемам Калининградской области Гедиминаса Киркиласа. По его словам, он спокойно получил УПДЖД, предъявив в кассе российский внутренний паспорт, и литовские пограничники его пропустили. Менее удачливым соотечественникам, остановленным на белорусско-литовской границе, г-н Рогозин пообещал, что вопрос будет улажен и граждан России все же доставят в Калининград. Вчера вечером это обещание было литовской стороной выполнено, в связи с чем МИД России выразил признательность соседней республике. Однако если МПС не исправит ситуацию и проводники по-прежнему будут сажать в поезда пассажиров без УПДЖД, то спецпредставителю президента придется регулярно выезжать для спасения высаженных в белорусском поле россиян.