|
|
N°118, 02 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Закрыто дело РАО «ВСМ»
Генпрокуратура на днях окончательно согласилась с решением Следственного комитета (СК) при МВД о закрытии скандального уголовного дела по эпопее со строительством высокоскоростной магистрали Москва--Санкт-Петербург. Изначально следователи подозревали, что представители РАО «ВСМ», созданного для реализации амбициозного проекта, при участии петербургских и федеральных чиновников похитили 200 млн долл. Потом дело было закрыто, но долго оставалось на проверке в Генпрокуратуре. Сейчас его решено все же списать в архив. Случайно или нет, но окончательное закрытие «дела РАО «ВСМ» совпало по времени с отставкой губернатора Владимира Яковлева и завершением на этой почве затяжного политического противостояния между властями Петербурга и федеральным центром.
Это расследование журналисты и власти окрестили «делом о самой большой питерской яме». Котлован для возведения вокзала был вырыт РАО «ВСМ» в северной столице еще в конце 90-х годов, но потом работы прекратились. В прошлом году им заинтересовалась Счетная палата -- после проверки аудиторы объявили, будто пропало около 200 млн долл. При этом делались явные намеки, что к аферам могут быть причастны городские власти и федеральные чиновники. Генпрокуратура возбудила по этому факту уголовное дело, а его расследование было поручено СК.
РАО «ВСМ» было создано еще в начале 90-х годов, 87% акций принадлежало государству, а остальные -- администрациям Москвы и Санкт-Петербурга. Весь проект был оценен в 5 млрд долл. Несколько сотен миллионов из них должны были пойти на возведение вокзала и торгово-развлекательного комплекса. Поскольку необходимых денег у правительства не было, помочь согласились власти Великобритании, открывшие под проект кредитную линию в 200 млн долл. Гарантом возврата долга выступило федеральное правительство. Согласно условиям англичан РАО должно было проводить часть работ за счет своих средств, по этому факту составлялся специальный сертификат, который отправлялся за границу. После проверки документов власти Великобритании давали добро на перечисление денег РАО, а непосредственно выплаты осуществляли английские подразделения банков Indosuez и SBC Warburg. Но в 1998 году все работы были прекращены.
Как установили сотрудники СК, изначально средства РАО «ВСМ» находило за счет инвесторов и продажи своих облигаций, а потом расходы возмещали англичане. После дефолта 1998 года оборотных денег у РАО не оказалось, и проект застопорился. Более того, следователи выяснили, что банки Великобритании передали всего 50 млн долл. и готовы возобновить кредитную линию. Расселение же домов, их снос, проектные работы и рытье котлована обошлись в 90 млн долл., из которых 40 млн были средствами самого РАО. Поэтому в начале этого года дело было закрыто, а Генпрокуратура взяла его на проверку. В последние месяцы шли ожесточенные споры, кто же должен взять на себя долги РАО и продолжать работы. Минфин настаивал, чтобы это сделала администрация Петербурга, но губернатор Владимир Яковлев категорически отказывался. Впрочем, как только он покинул свой пост, публичная полемика на эту тему немедленно прекратилась.
Александр ШВАРЕВ