|
|
N°118, 02 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«За финконсультантами будем следить»
ФКЦБ ужесточает требования к раскрытию информации
В понедельник вступают в силу поправки к закону «О рынке ценных бумаг», регламентирующие состав информации, подлежащей раскрытию в проспекте эмиссии ценных бумаг. Определяющую роль в подготовке проспекта играют финансовые консультанты -- институт, совсем недавно появившийся на российском фондовом рынке. Участники рынка жалуются на Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), которая, по их мнению, предъявляет слишком жесткие требования к получению аттестата финконсультанта. Позицию комиссии по этому вопросу и новые требования по раскрытию информации корреспонденту газеты «Время новостей» Алексею РОЖКОВУ объяснили члены ФКЦБ Сергей ХАРЛАМОВ и Дмитрий ГЛАЗУНОВ.
-- В апреле ФКЦБ прогнозировала, что к концу мая число финконсультантов возрастет до 30. Сейчас их только семь, и многие связывают это с ужесточением процедуры получения аттестата ФКЦБ специалиста по корпоративным финансам. Что представляет собой экзамен, и правда ли, что сдать его стало сложнее?
Сергей Харламов: -- Действительно, одним из требований к деятельности брокера и дилера, собирающегося предоставлять услуги финконсультантов на фондовом рынке, является наличие в штате двух сотрудников, обладающих соответствующей квалификацией. В течение трех месяцев ФКЦБ подготовила постановления, вводившие требования к финконсультантам, и 5 апреля они вступили в силу. Эти документы предусматривают несколько вариантов получения аттестатов специалиста по корпоративным финансам. Первый и основной -- пройти экзамен, достаточно серьезное испытание, состоящее из двух этапов, первый из которых также делится на две части: проверка базовых теоретических знаний рынка ценных бумаг и вопросы, связанные с подготовкой проспекта эмиссии. На втором этапе нужно применить теорию на практике и решить задачу. С середины апреля в уполномоченном ФКЦБ Институте фондового рынка и управления (ИФРУ) экзамены сдавало более 80 соискателей аттестата. 50 человек сдали теоретическую часть, а 25 из них -- и теоретическую, и письменную часть экзамена, то есть более четверти всех претендентов прошли, и это неплохой результат. Выдержавшие экзамен специалисты -- из первой семерки компаний (финконсультантами на сегодня являются «ТатИнК», Федеральная фондовая корпорация, АВК, Балтийское финансовое агентство, «Ренессанс-Капитал», «Тройка Диалог» и «Регион». -- Ред.), соответствующих требованиям ФКЦБ и уже работающих на рынке.
-- Почему экспертный совет комиссии перестал рассматривать заявки кандидатов, которые могут получить аттестат без экзаменов? В какой форме он будет проходить -- в очной или заочной?
С. Х.: -- А он их и не рассматривал. Документы по финансовым консультантам на заседание экспертного совета ФКЦБ не выносились. Мы направляли их, но в них были недоработки, и поэтому на этапе отправки документы были забракованы. Если представленные документы требованиям ФКЦБ удовлетворяют, кандидатура выносится на экспертный совет. В целом эта процедура считается исключительной, и совет, по нашей оценке, не должен рассматривать больше десяти человек в год. Но мы не собираемся делать из совета экзаменационную комиссию для всего фондового рынка. Люди эти должны быть известны и обладать серьезным опытом.
-- А как вы относитесь к требованиям по повышению стажа работы на фондовом рынке с 10 до 20 лет для тех, кто претендует на получение аттестата без экзаменов?
С. Х.: -- Хочу подчеркнуть, что без экзаменов аттестаты специалистов смогут получить единицы, уважаемые рынком профессионалы, основным же способом получения квалификации является успешная сдача экзаменов. Был еще один вариант -- в переходный период, с 5 апреля до 1 июня этого года, можно было получить аттестат на один год. Он выдавался опытным специалистам с экономическим или юридическим образованием, стажем работы и определенными знаниями в области экономики. Условиями получения аттестата с отметкой «бессрочный» -- подтверждением квалификации -- является подготовка проспекта ценных бумаг. Кроме этого, в течение года соискатель должен решить практическую задачу. Около 60 заявок на получение таких аттестатов пришло к нам после 1 июня, то есть по истечении объявленного срока.
-- Но многие жалуются, что экзамены для финконсультантов не совсем адекватны, некоторые задания основаны на устаревших теориях, и аттестат в связи с этим получить очень сложно.
С. Х.: -- Людей, прошедших через экзамены, можно считать серьезными специалистами, и мы надеемся, что они будут готовить качественные документы. Система экзаменов и требований по подготовке финконсультантов создавалась с учетом международного опыта, но, принимая во внимание исторически высокий уровень образования в нашей стране, комиссия совершенно не удовлетворена крайне малым числом специалистов, выдержавших экзамен. Многие проходят первый этап и не могут решить задачу, но мне кажется, что, подготовившись, пройдя обучение в ИФРУ, в будущем они смогут стать опытными финконсультантами.
-- Когда финконсультант может начать заверять проспекты эмиссии? ФКЦБ как-то подтверждает его квалификацию?
С. Х.: -- ФКЦБ регистрирует протокол аттестационной комиссии, затем он утверждается решением комиссии. Получение квалификационного аттестата является чисто формальной процедурой. Сейчас в комиссии зарегистрированы выпуски ценных бумаг (их около 20. -- Ред.), подписанные практически всеми существующими финконсультантами. Два оставшихся -- «Ренессанс-Капитал» и «Тройка Диалог» -- оказывают эмитентам услуги банков-андеррайтеров. Наиболее активно на рынке работают АВК, Федеральная фондовая корпорация и Балтийское финансовое агентство.
-- Участники рынка опасаются, что финконсультанты составят некую олигополию, и компания, решившая организовать сравнительно небольшой выпуск своих бумаг, не сможет обеспечить его из-за высокого вознаграждения финконсультантам и больших затрат вообще. Что вы можете сказать по этому поводу?
С. Х.: -- Стоимость услуг определяется спросом на эти услуги -- чем больше проспектов готовит финконсультант, тем дешевле должны быть его услуги. Все-таки мы рассчитываем, что число таких компаний существенно вырастет, особенно в регионах.
Дмитрий Глазунов: -- Принципиально важно объяснить рынку, что финконсультанты теперь несут ответственность перед инвесторами: последние могут предъявить претензии консультантам, плохо выполнившим свою работу. Раньше было совсем не так, поскольку у андеррайтеров никакой ответственности перед инвесторами не было. К тому же при публичных размещениях роль финансового консультанта становится более важной, чем роль банка-андеррайтера, поскольку именно консультант берет на себя существенно большие потенциальные риски в течение всего периода обращения ценной бумаги. А вознаграждение финконсультантов на рынке, по нашим подсчетам, заметно меньше, чем комиссионные андеррайтеров.
-- Почему компании не проявляют особого рвения и не стремятся становиться финконсультантами, ведь их ограниченное число негативно отражается на рынке?
С. Х.: -- Думаю, это связано с получением квалификации. Бытующее мнение о том, что экзамен очень сложный, не совпадает с действительностью. Уровень ответственности, конечно, высок, требования тоже, но это не повод утверждать, что его невозможно сдать. Экзамены разработаны по мировым стандартам, и дело, видимо, в нежелании людей их сдавать. А сегодняшнее число консультантов не ограниченное, оно начальное. Если к 25 специалистам добавить еще 50, которые практически прошли испытания, получится 75, и их хватит на 35 компаний. Динамика на самом деле нормальная, непонятны пока действия рынка. Ведь благодаря образованию нового института он получает дополнительную защиту от недобросовестных эмиссий, а у эмитентов появляется дополнительный выбор, к кому обратиться за помощью при подготовке проспектов эмиссий ценных бумаг: к андеррайтеру или финконсультанту. Возможность выбора приводит к демонополизации рынка таких услуг и снижению уплачиваемых эмитентами комиссионных вознаграждений.
-- А если финконсультант плохо выполнит свои обязанности и от этого пострадают инвесторы? Будут ли применяться какие-либо санкции к нарушителю?
Д. Г.: -- Конечно, мы будем следить за результатами их деятельности. Как и раньше, мы должны проверять выпуски на соответствие законодательству, и те, кто заверяет проспекты эмиссии, должны помнить это. Если финконсультант будет допускать в своей работе нарушения, то мы будем проводить проверку его деятельности и на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к этому роду услуг. В случае выявления таких нарушений будем применять предусмотренные законом санкции. Хотя надо отметить, что подготовленные документы в последнее время становятся все лучше и лучше.
Беседовал Алексей РОЖКОВ