|
|
N°42, 12 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тундра зазеленеет
В борьбу за нефтедоллары вступают региональные власти
Нефтяники, отбив первые попытки правительства изъять сверхдоходы в пользу бюджета, столкнулись с желанием уже региональных властей «навести порядок» в налоговых платежах отрасли. Недовольство нефтедобывающих регионов вызывает механизм так называемых трансфертных цен, благодаря которому компании выводят прибыль из-под налогообложения в регионах. Схема действует так: базирующиеся в Москве нефтяные холдинги покупают нефть у своих дочерних добывающих предприятий по низкой цене, затем перепродают ее на экспорт или после переработки реализуют в виде нефтепродуктов -- прибыль же остается в головных компаниях и облагается налогом в Москве. В результате региональные бюджеты недополучают отчисления по налогу на прибыль, а федеральный -- отчисления по налогам на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов и пользование недрами.
В конце минувшего года правительство среди прочих мер по увеличению фискального пресса на ТЭК обсуждало возможность введения "справочных цен" -- некоей «справедливой» цены на нефть, исходя из которой дочерние компании крупных холдингов должны были бы рассчитывать доходы и платить налоги. Однако после нескольких встреч с руководителями крупнейших компаний в Белом доме решили, что финансовые отношения с нефтяниками требуют «комплексного подхода» (который до сих пор не сформулирован), а ущерб от использования нефтяниками трансфертных цен не так уж велик.
В регионах считают, что федеральные власти повели себя недостаточно твердо. «Нефтяным компаниям удалось обмануть правительство, -- заявил корреспонденту газеты «Время новостей» вице-губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Владимир Карасев. -- Они убедили его, что отмена трансфертных цен замедлит рост единственной передовой отрасли страны -- нефтяной, и центр поддался». Округ, будучи основным нефтедобывающим регионом страны, больше других ощущает недоплату налогов в результате использования крупными нефтяными компаниями трансфертных цен, и, похоже, именно здесь открывается главный фронт борьбы государства с этой системой.
«Нам все равно, как будет устанавливаться налогооблагаемая цена -- на основе биржевых цен или правительственным распоряжением. Практика показывает, что российская внутренняя цена на нефть составляет 65% от мировой, так что федеральные власти вполне могут установить подобный норматив», -- говорит г-н Карасев.
Главная задача ханты-мансийской администрации -- установить не просто «реальную», но и единую для всех нефтедобытчиков цену продажи нефти. «В 2000 году одни предприятия округа продавали нефть по 600 рублей за тонну, а другие по 4500 рублей. Так быть не должно. Система трансфертных цен позволяет нефтяным компаниям воровать деньги у государства за счет снижения налоговых выплат», -- заявил ханты-мансийский губернатор Александр Филиппенко на днях в Когалыме во время встречи депутатов Госдумы с руководством нефтяной компании ЛУКОЙЛ.
Мотив перераспределения ресурсов для инвестиционных целей -- основной в аргументации нефтяников. «Как иначе можно инвестировать средства в новые регионы, которые пока не приносят никакой прибыли? -- отвечал г-ну Филиппенко первый вице-президент ЛУКОЙЛа Равиль Маганов. -- Мы собираемся вложить в нынешнем году в добычу нефти в Республике Коми более 8 млрд рублей. Откуда их взять, как не из Западной Сибири?». В 2000 году, по словам г-на Маганова, ЛУКОЙЛ покупал нефть у своего основного нефтедобывающего подразделения ООО «ЛУКОЙЛ -- Западная Сибирь» по 1400 рублей за тонну. «Дочка», по словам ее генерального директора Владимира Некрасова, при добыче более чем в 45 млн т заработала в 2000 году 6 млрд руб. чистой прибыли. Если учесть, что прибыль головной компании составила более миллиарда долларов, то ее выручка от экспорта и продажи нефтепродуктов превышала затраты на закупку нефти у собственной «дочки» более чем в два раза.
Под лозунгом «надо делиться!» ханты-мансийские власти изобрели свой способ компенсации потерь. «Поскольку в Республику Коми будут инвестированы деньги, недоплаченные в наш бюджет, мы хотим зачесть эти средства как наши собственные инвестиции, -- поясняет г-н Филиппенко. -- Мы согласны, что новые проекты важны для всей страны, но это наши деньги, и мы хотим иметь долю собственности в проектах ЛУКОЙЛа за пределами округа пропорционально нашему вкладу».
ЛУКОЙЛ пока скептически относится к этим планам. Ни одна другая нефтяная компания тоже пока не согласилась с претензиями окружных властей. И тем не менее Владимир Карасев говорит: «Мы высказали свою позицию и теперь ждем реакции на наши требования».
Очевидно, что без формирования «комплексного подхода» на федеральном уровне региональные власти с нефтяниками не договорятся. А в Москве вызревают свои представления о том, куда должны быть направлены сверхдоходы нефтяной отрасли.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ, Андрей ДЕНИСОВ