|
|
N°118, 02 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Валентин БАЛАХНИЧЕВ: Пора реформировать спорт
В Госкомспорте России прошло совещание с участием руководителей общественных спортивных объединений и ведомственных спортивных организаций, на котором была поддержана идея создания Всероссийской спортивной конфедерации. Проект реформирования структуры управления российским спортом, вызвавший в последнее время много разговоров и горячих споров, а также обсуждений в прессе, на стадии этой инстанции был одобрен. Каковы задачи и цели новой организации? Об этом корреспонденту газеты «Время новостей» рассказал первый заместитель председателя Госкомспорта России, президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин БАЛАХНИЧЕВ.
-- Валентин Васильевич, судя по всему, главным толчком для создания конфедерации стало отсутствие необходимого финансирования российского спорта?
-- Это одна из многих предпосылок. Но главная причина, на мой взгляд, состоит в том, что давно уже возникла потребность реформировать отечественный спорт согласно требованиям времени. Для успешной работы всего российского спорта, начиная от дворового и заканчивая спортом высших достижений, нужен как принципиально новый механизм управления, так и консолидация усилий всех заинтересованных организаций и ведомств. Поэтому мы и разработали проект реформирования структуры российского спорта, который приведет этот механизм в действие.
-- В свое время команда бывшего председателя Госкомспорта Павла Рожкова предлагала похожую модель, основанную на французском опыте. В чем разница между той идеей и вашим проектом?
-- Надо сказать, что я входил в команду Рожкова и работал в ней на протяжении двух лет. Но в то время много говорилось о модели, но практической работы не велось. Кроме того, есть принципиальные отличия той схемы от сегодняшнего проекта. В нашем случае конфедерация будет способствовать усилению роли государства в развитии спорта. Иными словами, конфедерация станет связующим звеном между правительством и различными спортивными организациями и объединениями как на общенациональном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Команда Павла Рожкова брала за основу опыт Франции. Но похожие модели управления спортом есть и в других странах -- в Германии, Дании, Китае.
-- Не возникает ли противоречий у национальных олимпийских комитетов этих стран с Международным олимпийским комитетом?
-- Никаких противоречий нет и быть не может. Национальные олимпийские комитеты функционируют согласно олимпийской хартии, и их права никто не собирается ущемлять. Другое дело, что НОК выполняет узкие задачи, отвечает за спорт высших достижений. Но это только вершина айсберга. Олимпийскими чемпионами не рождаются. Да и что делать с неолимпийскими видами спорта, массовым спортом, который тоже нужно развивать?
Министр здравоохранения Юрий Шевченко не так давно обнародовал такие цифры: 60 процентов детей школьного возраста физически неразвиты, а 35 процентов -- больны. Поэтому необходимо срочно реанимировать систему школьного и дворового спорта. Создавать оздоровительно-спортивные лагеря, центры, секции, как это, к примеру, делается в Чувашии. Ведь в конечном итоге именно массовый и детский спорт являются не только фундаментом для спорта высших достижений, но и основой для оздоровления нации. Что же касается ОКР, то в любом случае Олимпийский комитет России при желании может войти в конфедерацию на правах ассоциированного члена.
-- А если ОКР откажется стать членом конфедерации? Не вызовет ли это кризиса в нашем спорте, да еще за год до летней Олимпиады?
-- О кризисе не может быть и речи. Никто не покушается на автономию Олимпийского комитета. Никто не собирается узурпировать их права. Мы не задаемся целью реконструировать ОКР. Наша задача -- создать отлаженный механизм функционирования всей вертикали спорта и объединить усилия общественных и государственных организаций для этого. Ни для кого не секрет, в каком плачевном состоянии пребывает сейчас материально-техническая база нашего спорта. Не хватает стадионов, многие нуждаются в реконструкции. Нет инвентаря, современного оборудования. Все это в конечном итоге влияет как на подготовку спортсменов, так и на решение задач по оздоровлению граждан страны. Чтобы исправить положение, нужны средства. С другой стороны, современная спортивная наука не стоит на месте, и нам нужно "держать руку на пульсе". Это тоже определенные затраты. Словом, понятно, решить все эти проблемы можно только сообща.
-- Что выиграют спортивные федерации, создав конфедерацию?
-- Во всяком случае, они вернутся к своей непосредственной обязанности -- занятию спортом. Сегодня многие федерации зачастую направляют свои усилия только на поиски источников финансирования. А спустя некоторое время спонсоры начинают диктовать условия, кого из тренеров или спортсменов ставить, кого убирать. Такая ситуация выглядит абсурдно. Создав конфедерацию, спортивные федерации смогут полнее использовать свои права.
-- Высказываются опасения, не станет ли созданная конфедерация двойником существовавшего Национального фонда спорта?
-- Так говорят люди, которые хотят очернить идею конфедерации. Ни о каких льготах, ни о каком фонде ни на одном рабочем совещании по проекту конфедерации речи не велось.
-- В случае, если председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов будет избран главой конфедерации, сможет ли он совмещать обе должности?
-- Насколько мне известно, такой цели Вячеслав Александрович перед собой не ставил. Да и вряд ли, будучи госчиновником, он сможет совмещать две эти должности.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА