|
|
N°118, 02 июля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стабильность и безопасность
Эти критерии станут главными в выборе столицы Олимпиады-2010
Сегодня в Праге исполнительный комитет Международного олимпийского комитета должен определить место проведения зимних Игр 2010 года. После предварительного раунда, отсеявшего наименее подготовленных кандидатов, в гонке осталось три города: на звание олимпийской столицы претендуют канадский Ванкувер, австрийский Зальцбург и корейский городок с непроизносимым названием PyeongChang.
В конце прошлого века конкуренция городов-кандидатов проходила, как принято говорить, на грани фола. Завсегдатаям олимпийских кулуаров было хорошо известно, что в этой борьбе главный упор зачастую делался не только на подготовку спортсооружений, гостиниц и аэропортов, но и на «неформальные контакты» местных оргкомитетов и олимпийских функционеров. Но после того, как на свет выплыла грязная история с Играми в Солт-Лейк-Сити, которые американцы заполучили, оказав ряд «услуг» членам исполкома МОК, олимпийские чиновники изо всех сил стараются продемонстрировать свою сегодняшнюю кристальную честность и неподкупность. Предполагается, что нынешние выборы должны подтвердить успех антикоррупционных реформ в ведомстве Жака Рогге. Теперь запрещены поездки функционеров в города-кандидаты, а оценочная комиссия должна делать свои предварительные выводы, исходя из данных, предоставленных самими претендентами.
Откровенного фаворита на пражских выборах, по-видимому, не будет, поскольку все три города, вышедших в финал, оказались вполне достойными претендентами. Отчет оценочной комиссии, по давней олимпийской традиции, держится в строгом секрете и будет обнародован лишь в день голосования. Официальные лица в последнее время стараются отделываться от журналистов общими словами и всячески подчеркивают свой нейтралитет. Президент МОК Жак Рогге позволил себе лишь чуть-чуть обозначить акценты: из более чем десятка критериев, по которым оценивается готовность города к Олимпиаде, он особо выделил безопасность, состояние инфраструктуры и политическую и финансовую стабильность. Что поделаешь, всегда больше всего ценится то, чего в данный момент не хватает.
Однако с точки зрения безопасности все три кандидата практически одинаковы. Были, правда, опасения, что перспективы корейцев подкосит эпидемия атипичной пневмонии, но она полуостров почти не затронула и была обуздана аккурат за несколько дней до пражского олимпийского заседания. Финансовые возможности кандидатов также вполне сопоставимы: все они получили полную поддержку от местных властей всех уровней и уже успели предварительно договориться со спонсорами. Главное, в чем могут соревноваться города, -- это готовность стадионов, наличие туристической инфраструктуры и опыт проведения серьезных соревнований.
Основным минусом южнокорейской кандидатуры является зубодробительное название города, которое ни один иностранец правильно произнести не в состоянии (по-русски PyeongChang, скорее всего, нужно записывать как Пхенчхан). Этот 50-тысячный городок в Корее считается центром крупного региона, где расположены лучшие горнолыжные курорты. Недостатком кандидатуры Пхенчхана можно считать то, что там пока не проводилось серьезных соревнований. Впрочем, если МОК проголосует за вторую подряд дальневосточную Олимпиаду (летние Игры-2008 достались Пекину), корейцы наверняка до 2010 года проведут у себя несколько «тестовых» чемпионатов по зимним видам спорта. Не надо забывать и о том, что летняя Олимпиада Стране утренней свежести уже доставалась -- в 1988 году Игры проходили в Сеуле. Кстати, в случае успеха Пхенчхана Южная Корея может стать первой азиатской страной, которая проводила и летнюю, и зимнюю Олимпиады.
Канадский Ванкувер гордится тем, что большинство спортивных сооружений, необходимых для Олимпиады, уже почти готово, многие из них требуют разве что косметического ремонта. Но у этой кандидатуры есть один традиционный недостаток крупных городов: горнолыжный центр расположен в 120 километрах, в местечке Уистлер. Собственно говоря, именно то, что крупные города, как правило, находятся далеко от гор, и приводит к тому, что зимние Олимпиады регулярно получают маленькие поселения, которые у нас проходили бы по категории «поселок городского типа». Надо отдать должное канадским организаторам: они постарались этот свой явный недостаток превратить в достоинство и придумали олимпийский лозунг «Игры от моря до небес», а между приморским Ванкувером и горным Уистлером будет построена специальная автотрасса «Хайвей от моря до неба». В остальном же кандидатура Ванкувера настолько достойна, что ее иногда даже рискуют называть фаворитом.
Главный минус Зальцбурга состоит в том, что выбор австрийской «музыкальной столицы» противоречил бы негласному принципу ротации континентов (предыдущие зимние Игры состоятся в 2006 году в Турине). Этот принцип никогда открыто не формулировался, но в последние десятилетия работает без сбоев. А жаль: во-первых, Австрия географически к России ближе всего, а во-вторых, у оргкомитета Зальцбурга был ряд оригинальных идей. Например, это могла бы быть первая Олимпиада с тремя олимпийскими деревнями: в самом Зальцбурге жили бы хоккеисты, фигуристы, конькобежцы и прочие саночники да керлингисты, в знаменитом Китцбюэле -- горнолыжники, а в районе Амаде -- лыжники, прыгуны с трамплина, биатлонисты, двоеборцы и часть горнолыжников. Причем все эти места расположены гораздо ближе друг к другу, чем Уистлер и Ванкувер. Однако шансы Европы на вторую подряд зимнюю Олимпиаду невелики. Видимо, исполком МОК будет выбирать все-таки между Канадой и Кореей.
Владимир ДЗАГУТО